«Эмоции были какие то необычные»

Мысль о походе к одному из загадочных мест России была давно... и так как если ты чего-то хочешь, то этому способствует вся вселенная, я отправилась в назначенный срок в сторону Урала, город Екатеринбург!!!

День 1

Встреча с командой состоялась на ЖД вокзале, из 8 участников оказалась, что я одна женского пола. Разобрали продукты, взяли лыжи и на поезд до станции Ивдель-1. Прибыли в 00.38 Там нас ждал шикарный автомобиль ГАЗ 66 с буржуйкой внутри) и мы лихо помчались, прыгая как мячики в барабане в сторону тайги. Я благодарила время ночное, что не поела)) через несколько часов, стало понятно, что машина едет все тяжелее и порой накатами. В итоге водитель сообщил, дальше ехать не возможно .. время было 6.20.. и так началось мое знакомство с лыжами(!!!) (прежде мы встречались в начальных классах и это я помню смутно)) встав на лыжи и накинув 20-ти с лишним кг рюкзаки двинулись по плохой дороге в сторону деревни Ушма...скажу, что до места высадки мы не доехали км 27.. водитель обещал, что свяжется с людьми из деревни (манси) и они нас встретят, гид Николай улыбаясь мягко сказал, что рано их не ждите , народ они не торопливый))) и вот идя на лыжах , стараясь адаптироваться к рюкзаку за спиной и не упасть , в районе 14.00 мы услышали звуки снегоходов )) мимо проезжали спасатели МЧС, они любезно согласились взять наши рюкзаки и отвезти в деревню, скинув их в волокуши.. в это же момент подъехали и манси на двух снегоходах .. радости не было предела))) приключения продолжаются ...мы углублялись все дальше в лес ... в итоге к вечеру мы разбили наш первый лагерь за деревней в км 14.. Установка зимнего лагеря - это отдельное искусство, выкопать место под палатку, место под костёр, а снега там по пояс )) установили палатку-ангар, Николай показал мне как собирается буржуйка.. )) я дежурила по «кухне» в этот день , готовила макароны с тушёнкой , так же были колбаса, сало, хлеб, мы по ужинали и легли спать , один день и столько событий , казалось что прошло 3.. я засыпала счастливая!!!) День следующий будоражил сознание и интриговал.

День 2 Пройдено около 18 км!

Проснулись в 6 утра, дежурный приготовил вкусный завтрак, пшённая каша на молоке, собрав лагерь и себя, мы двинулись дальше в путь, к месту второго лагеря. Очень тяжелый день, дорога холмиками, как стиральная доска, лыжи прилипают, с непривычки болят бёдра и руки, от напряжения ... сегодня ночевка в домике Ильича, после 8 - по местной палатки это было просто царское ложе)) домик где дежурят спасатели, любезно пустили нас на ночёвку и разрешили истопить баню (удалось ещё и помыться, не бывалая удача)) ужин был отличный, Андрей (из нашей команды) приготовил шикарную гречку со шкварками и овощами. Все-таки мужчины хорошие повара. :) Спасатели «травили» анекдоты и рассказывали интересные истории из своей работы. Вечер прошёл в дружеской атмосфере я и 9 мужчин.

3 день (переход 16,5 км)

Подъем в 6 утра, сбор, каша на завтрак, кофе с молоком, и мы снова готовы бороздить просторы великолепной тайги!! Ушли ещё севернее, стало чуть прохладнее, идёшь на лыжах тепло, останавливаешься и подмерзаешь, по этому на привалах сильно не задержишься) Лес поменялся, все больше кедровый, красивый, заснеженный, волшебный. Вторая часть пути была в основном в горку, на лыжах скажу я подняться очень (!) не просто!!! По этому мы их сняли и потопали ногами, наслаждаясь приятной беседой и красотами вокруг. И вдруг опять послышался звук снегоходов.. это были отдыхающие из Москвы, люди проезжающие мимо всегда остановятся и спросят нужна ли помощь, все ли в порядке, Николай принял решение, что я и Паша поедем разбивать лагерь.. Это было так, проезжают мимо мужчины, я вижу что на одном из снежиков сидит Паша, останавливаются и говорят: Юля , Николай сказал, тебе доехать с нами до места высадки, я удивилась но раз ВОЖДЬ сказал , значит так надо (он в этот момент был позади и не было возможности уточнить детали решения) привязав одни волокуши , и почему то не привязали вторые (важные) мы лихо домчали до штурмового лагеря. Оставшись вдвоём мы обнаружили, что у нас палатка и пила-дружба я говорю: «И чем же нам «разбивать» лагерь?»))) Ну что делать, внештатная ситуация, тем интереснее)) нашли подходящее место и стали по нашим возможностям его готовить..

Толщина снега больше 1,5 метров , надев лыжи я пыталась утоптать место для палатки, но без лыж все равно проваливаливалась выше колен, Паша тем временем волокушами выкапывал место для костра)))) это было очень смешно и забавно.. я собирала сухостой, когда тащила очередное дерево , Паша сказал что я похожа на очень модного лесника в итоге стало понятно что без лопат место под палатку не реально приготовить, но удалось сделать место под костёр и даже ещё разжечь, мы попили чай и термосов и перекусили что было) Обратно проехали группа на снегоходах, они ездили на перевал и сказали что там очень, очень холодно, сильнейший ветер и камни, лучше Вам туда не ходить.. я сказала: Угу и улыбнулась)) ( напугали как же)))

Первый в лагерь с важными(!) волокушами примчался неугомонный и энергичный Стас)) следом подтянулась и остальная команда и дело «закипело» ) Каждый знает своё дело и приходит на помощь по необходимости, команда работала очень слажено. Быстро было выкопано место под палатку, ребята заготовили дров, на ужин были макароны с тушёнкой и бульоном, к чаю вкуснейшие вафли (хотя в реальной жизни я была равнодушна к ним, то теперь они на всегда ассоциируются у меня с Николаем и походом))) ) даже родилась шутка связанная с ними. В этот день у меня было дежурство у буржуйки в палатке , каждые 2 часа мы меняли друг друга.. поддерживая тепло, было очень жарко и хорошо. Завтра ранний подъем и штурм на Перевал Дятлова!! Мы все ближе к цели.

4 день. ШТУРМ НА ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА.

Радиальный выход (без рюкзаков) Утро холодное, традиционно завтрак-каша, бодро собрались и вышли в сторону перевала, дорога была в горку чуть, потом мягкий спуск, чувствую уже уверенней себя на лыжах, начали немного понимать друг друга) ближе к перевалу лес редел и ветер ощущался все сильнее, сняли лыжи перед подъёмом и пошли вверх, встретили уже другую группу на снежиках, они тоже посоветовали не ходить туда из за погоды..уложив лыжи под деревом мы пошли в сторону нашей цели, нас ждал подъем на гору, не сказать что сильно крутой, но было скользко и с каждым метром ветер был все мощнее, то и дело пытаясь сбить с ног, видимость практически нулевая. Шли по навигатору. Поднявшись, в пурге слабо были видны большие камни необычной формы.. и вот спустя 1 км +- Мы дошли... вот ОН знаменитый камень и памятный список погибшей команды Дятлова. Эмоции были какие то необычные, было грустно и как то спокойно...сделали памятные фото, долго там невозможно было задержаться, начали спуск, внизу отдохнули от ветра, встали на лыжи и двинулись в лагерь, так как наверху замёрзла, ускорилась и быстро (на сколько могу и умею) помчалась на лыжах)) получила огромное удовольствие от того, что они слушались меня, от скорости которую удалось развить при мягком спуске ...и вот впереди..крутоватый спуск, когда лёжа в снегу по шею 4-ый раз и понимая что над спуском надо ещё работать, я сняла лыжи и пошла пешком))) торопиться было не куда, и когда я ещё прогуляюсь в тишине и абсолютно великолепной по своей красоте тайге. Единственное что, пешком не так согреваешься, как на лыжах. Меня догнал Николай и Стас, забрали лыжи и умчали в лагерь, он был уже не далеко, дойдя я сразу пошла к костру и ни отходила от него весь оставшийся вечер, ноги болели от натертостей (куда без них) , мышцы ныли от нагрузки последних дней, потом нырнула в спальник и пыталась спать (на сколько это было возможно) ночью выл ветер , слышен был низко пролетающий военный самолёт. Даже стало как то жутко. Думала о тех кто погиб и том, что же Там произошло..Почему они поставили палатку в таком неудобном месте, когда рядом лес и нет сильного ветра, понятно, что нет ни какой мистики , и народ Манси вообще вряд ли кому-то могут причинить вред.. надуманные версии.. я спрашивала людей, кто там живет и работает у них один ответ.. и мое мнение- это дело военных спецслужб!!! Вообщем поспать полноценно не удалось, завтра ранний подъем и два дня длинных переходов по более 20 км..

5 день

Жуткий холод .. но надо вставать, собрать рюкзак, собрать лагерь и впереди 20,5 км перехода.. эта мысль приводит в ужас)) ноги стёрты и каждый шаг причиняет очень неприятные ощущения ... Но тем и ценны походы, что ты миришься с неизбежностью и идёшь вперёд, не смотря на боль в теле, холод и настроение. Просто идёшь, потому что надо идти. Так вырабатывается терпение и выносливость!! Дошли до базы Ильича, дом был пустой, спасатели уехали. Там мы покушали, согрелись, отдохнули и двинулись дальше.. Лагерь установили после базы Ильича км за 7, день был очень не простой, я чувствовала усталость и казалось что холод добрался до костей, я не захотела ужинать, не могла отойти от буржуйки в палатке, сидела и подкидывала дрова, ни как не могла согреться, в итоге стало тепло и настроение улучшилось ..в эту ночь было морозно и без ветра, спать было даже жарко. Радовала мысль что завтра крайний день перехода и я старалась не думать что путь будет не близкий около 23 км))

6 день

Ранний подъем, 5 утра, хочешь, не хочешь а надо вставать и идти, вариантов нет ) ноги все изранены и больно одеть обувь , но когда одеваешь уже как-то миришься с этим, уже привычным состоянием .. сегодня переход в 24 км .. думать страшно, идти необходимо! Надежды на «снежиков» нет, на базе Ильича спасателей не было .. встретить манси так же шансов мало, шли достаточно бодро, остановились на перекус в первом лагере, за 4 км до деревни Ушма увидели первый снегоход) договорились что подвезёт меня, но решили что первым поедет Максим, у него с ногам было совсем тяжко. Позже вернулся и за мной «снежик», забрав ещё один рюкзак у участника похода , мы лихо помчали в деревню Ушма..До неё уже было км 2,5-3, на душе поселилась тихая печаль , что поход заканчивается .. мысленно я благодарила духов леса за гостеприимство и обещала что вернусь ..

Заселились в домик , там было тепло и много спальных мест) я выбрала диван за печкой, самое тёплое место))) Хозяин дома угостил нас вкусной, слабенькой настойкой.. после холода, тепло приятно разлилось по телу, ребята подтянулись быстро.. Максим приготовил какой-то особо вкусный рис с тушёнкой), поужинали за столом, как положено)) Роман достал домашнюю Бехеровку, просто потрясающий напиток, поднимали тосты за лучшего инструктора Николая... за удачное завершение похода... Ребята ещё долго сидели и говорили, потом включили музыку и в один момент вместе подпевали песни группы «Король и шут» и «Пикник», я в этот момент лежала у себя и пересматривала фотографии, было темно, освещение только от налобных фонариков, и тут совместное исполнение песни, как же здорово это звучало, это был какой то особый момент(!), я слушала, смотрела на силуэты ребят и улыбалась, как за неделю совсем незнакомые люди стали так близки, как одна семья!

День 7

Утро. Ждем транспорт в сторону Ивделя, 3 часа на снегоходах, где-то там нас будет ждать наша большая машина, переезд в несколько часов..и вечером поезд до Екатеринбурга .. Выехали в 10.00 утра. Приехали в Ивдель около 16.00, сразу заехали в кафе ) от души покушали. Николай торжественно вручил нам удостоверения, значки «ТУРИСТ РОССИИ», «зачет о прохождении туристического, спортивного маршрута» Замечания РУКОВОДИТЕЛЯ О УЧАСТНИКАХ) Это было очень приятно и трогательно!!! Счастливые мы поехали в сторону вокзала. Через пару часов подошёл поезд , разошлись по вагонам, через час-1,5 ребята все пришли ко мне в купе )) это было очень приятно, мы сидели болтали, вспоминали смешные ситуации .. это по настоящему круто, неожиданно и чуть грустно, что все закончилось...

До новых встреч, до новых походов, до новых испытаний!!!

Отзыв Юлии Бутурлиной - участницы лыжного похода на перевал Дятлова (сохранены орфография и пунктуация автора)