Это был не первый мой поход со “Спутником”, но назвать себя заядлым походником не могу. До этого мой опыт ограничивался одним восхождением и непродолжительным походом. Также было бы лукавством назвать себя физически подготовленным (беговая дорожка в перерывах между офисной работой). Но в какой-то момент стало ясно, что мысли надо развеять, а для этого выбраться из города подальше от смартфонов и интернета.

Сборы: треккинговые ботинки, палки для ходьбы, куртки, резиновые сапоги. Всё, как в рекомендации на сайте. Старался брать самое необходимое, но по-минимуму. Все-таки тащить тяжелый рюкзак мне не особо хотелось, ведь сам маршрут больше 100 км.

Группа туристов собралась очень хорошая, средний возраст 30 лет, поэтому все примерно на одной волне. В общении легко, много шутили и смеялись. Ребята из разных городов: Тольятти, Питер, Ноябрьск, Сургут, В. Луки, а турист Виктор даже приехал ради этого маршрута из Читы (5000км до Екатеринбурга).

Итак, встретились, сели в поезд, доехали до станции Ивдель-1 к трём часам ночи. Поспать, как выяснилось, почти никому не удалось из-за соседей по вагону. Сонных нас после высадки с поезда погрузили в Газ-66, в простонародье “Шишига”, где нам предстояло провести почти 8 часов заброски к старту. Комфортная будка, надо сказать, и водитель был знаток здешних мест, интересно рассказывал про леса и горы. Выгрузились, надели рюкзаки и пошли голодные и сонные к ближайшей стоянке. Стоит отметить, что на маршруте достаточно много оборудованных УПИйцами и другими туристами бивачных стоянок. Спасибо им за это. Первый бивак "Шишка". Название такое из-за большого количества кедровых шишек вокруг. Стоит ли говорить, что в походе вся еда вкусная?. Шли по лесу вдоль р. Ауспия, прыгая через камни и поваленные деревья, болота и корневища создавали дополнительный дискомфорт, который смягчался красотой леса и самой реки. Во время остановок угощались голубикой, морошкой и другими ягодами.
Первая ночь прошла без происшествий, хотя неровная поверхность не дала хорошо выспаться: когда корневище упирается вам в бедро, на сладкий сон можно не рассчитывать.

Проснулись, покушали, пошли дальше. В какой-то момент градус подъема увеличился - это был последний бросок к знаменитому Перевалу. Поднявшись, мы увидели потрясающий вид на тот лес, который штурмовали 1,5 дня, ну и, конечно, каменистую глыбу, которая является неким монументом с табличками о погибших давно дятловцах. Сверху на глыбе установлен скалолазами памятник, а внизу несколько мемориальных плит. Там же стоит пластмассовая коробочка с тетрадками, где каждая группа, при желании, оставляет запись о своём пребывании на этом месте. И мы оставили свой след. Пофотографировались и пошли дальше, к вечерней стоянке. А по пути взобрались на г. Холатча́хль (1096м в пер. с др.мансийского “Гора мертвецов”). Гора представляет собой кучу курумника, на котором можно легко подскользнуться и что-нибудь сломать. (нам повезло, никто не травмировался) С самой горы открылся ооочень впечатляющий вид на лес и небольшие хребты. Верхняя точка г. Холатча́хль нам покорилась, и мы продолжили путь к вечерней стоянке. Стоянка оказалась не самой комфортной, потому что дул сильный ветер, палатки вставать не хотели, а огонь отказывался гореть, но худо-бедно поужинали и легли спать. Сон снова не удался из-за крутого наклона палатки. Я, по-сути, спал сидя, и по этому поводу утром мы все много смеялись))

Третий день пути оказался самым насыщенным. Нам предстояло без рюкзаков пройти примерно 20 км до г. Отортен (1234м,) а после подъема пройти еще 20 км в обратном направлении, при этом в качестве обеда у нас были козинаки, орехи и шоколад. Весь этот день надолго запомнится всем нам, ибо уже с самого начала группа стала отставать от расписания. Дело в том, что лагерь поднялся очень поздно, примерно в 9-9:30 утра и ещё почти 2 часа мы завтракали, складывали вещи и обсуждали путь. Таким образом, уже выходя из лагеря, мы были обречены вернуться в темноте.

Шли мы спокойным туристическим темпом, 40+10, то есть 40 минут шли и 10 отдыхали. И таким темпом мы добрались до подножья Отортена (на границе республики Коми, Пермского края и Свердловской области) к 17-30. В этот момент начались разговоры, что мы уже точно не успеем вернуться в лагерь вовремя. И что обратная дорога может быть не такой уж и простой. Тревога усилилась - как оказалось, на всю группу из 9 человек налобный фонарик был только у меня. Дискуссия разгорелась у подножья - идти дальше или повернуть назад. Лично я был за возвращение, но остальные решили всё же взобраться на гору. Рассуждения закончились, когда инструктор согласился меня отпустить одного обратно в лагерь, а остальную группу повести наверх. Надо сказать, что местность представляет собой сплошное поле с постоянными подъемами и спусками, во многих местах вместо земли огромные кучи курумника, сверху заросшего мхом. Из деревьев редкий можжевельник высотой 20-30 см, и есть только одна дорога, то есть если идти по дороге назад - вернешься в лагерь. Ничего сложного)). Деревьев нет, людей нет, думаю, на ближайшие 200 км. Передо мной была задача дойти до лагеря невредимым 20 км, пока ещё не сильно стемнело и видно дорогу. Я шёл вообще без остановок, пока не наступила ночь (темнеет после 21-00), и тут пошёл мокрый снег и опустился туман. Бумага вряд ли передаст все те эмоции, которые вы испытываете, когда находитесь в неизвестной местности ночью в снег, и вокруг никого, при этом дорогу вы уже потеряли и идёте, следуя только собственным ощущениям и предположениям. Так я двигался примерно 3 часа (итого уже 6 часов в обратном), через темноту и холод, по колено увязая ногами в грязи. Ботинки наполнились водой, и радовало лишь то, что сразу до краев, и заливаться было больше некуда. В какой-то момент, благодаря удаче и собственному чутью, я всё же вышел на дорогу в свой лагерь, а ещё через некоторое время встретил свою возвращавшуюся группу. Все продрогли до костей, вымокли и также были испуганы. Вместо фонарика они использовали экраны телефонов, которые могли вот-вот сесть. Дрожащими руками со скрюченными от холода пальцами мы поставили палатки и без ужина легли спать, мокрые и усталые, но счастливые, что все вместе и все здоровы. Следующий день оказался более ясным. И в целом дорога назад не была уже такой сложной. Все шли окрыленные тем, что справились, и хотя натоптанные мозоли постоянно напоминали о себе, мы шли легко и уверенно.

Я хочу сказать спасибо всем участникам этого похода: группе, инструктору Роману Кожевникову и самому “Спутнику”, а также моей супруге, которая помогала мне во всем. Такие путешествия запоминаются на всю жизнь. Такие испытания тем и хороши, что как бы трудно не было в моменте, вспоминаются они всегда с теплотой. Это был отличный опыт, преодоление себя и незабываемое приключение. А в конце пути нас всех наградили значками “Турист России”!