«В походе нет слова я - есть МЫ»

День первый. 6 июля.

Проснулся рано в 6 утра. Погода с утра теплая солнечная с небольшой облачностью. Очень нервничаю и переживаю. Поезд до Ивделя отправляется в 13:32. Встреча с группой за час на ж/д вокзале под варежкой. Распределение продуктов и снаряжения среди участников. Общий вес рюкзака приблизительно 22 - 24кг. Это много, даже очень. Должно быть 20 максимум. Хотя я и так взял все по минимуму и что лишнее там кроме фотоаппарата я даже не знаю. Так что будет тяжело. Не зря это спортивный поход 1к.с. 100 км тайги, перепад высот.

Время 13:15 наша команда выдвинулась в сторону поезда. Погрузка прошла удачно, с трудом поднял рюкзак на самую верхнюю полку, спасибо Павлу, что помог мне. А я помог ему. Взаимная помощь уже началась. В походе нет слова я - есть МЫ. Уснуть в поезде не получалась, просто лежал на верхней полке с закрытыми глазами, пусть отдыхают.

Второй день похода 7 июля!

Время 01:48 ночи. Мы прибыли в населенный пункт, город Ивдель. На станции к нам присоединились двое: очаровательная девушка с милым песиком по кличке Огонь.

Нас теперь 18 человек, вместе с двумя инструкторами. А если быть точнее нас 2 группы: первая - 11 человек и собака (мы идем до перевала Дятлова и обратно) И вторая группа семь человек (они идут с нами несколько дней, а потом они идут на Маньпупунёр). Может в будущем я тоже схожу на столь долгий маршрут...

Время 02:00 на улице светло, все видно. Хотя рассвета еще не было. А я так хотел пофотографировать звездное небо, видать не судьба.

На вокзале нас ждали 2 машины! Ехать до места выброски нам придется 6 часов. Сначала путь был ровный, но ближе к месту финиша дорога превращалась в ухабистую - сплошные кочки. Во время движения мы преодолели множество рек и были привалы!!! Места красивые.

В 08:00 мы прибыли на начало пешеходного маршрута, в самую тайгу, непроходимый лес и настоящие болота. Вот здесь и начинается то самое веселье, но сначала был завтрак.

Пройдя 3 км пешком, мы набрели на болото. Бахилы ОЗК спасли, хотя если аккуратно, то можно пройти. На определенной части болота, я подкинул бревна для идеального прохождения нашей группы и когда начал мыть руки чуть сам не упал в эту долбанную лужу!!!!

Спустя 3 км по болоту, оно пропало! На протяжение всего маршрута бесили комары и оводы!

Прошли мы пешком около 12 км до стоянки, как оказывается на ночлег, хотя я думал, что мы остановились просто на обед. И, когда узнал, что сегодня все, немного расстроился, ведь сил и энтузиазма еще полно.

На стоянке я искупался в местной реке, как и многие из нас! Вода там не глубокая, по колено, но это не проблема. Как и тот факт, что вода холодная.

Весь этот маршрут пролегал вдоль реки Ауспия. Места красивые! Погода была жаркая. пот с нас стекал ручьем, попадал в глаза и замедлял наше путешествие! Но спасала чистая река и холодная река и прилегающие ручьи.

Время восемь часов вечера, многие ушли отдыхать. Осталось лишь 5 человек! Сидели, болтали до 22:00, но всё-таки, я тоже пошел спать. Ведь я знаю, что проснусь рано утром и мне необходимо набраться сил, ведь я, как и все практически не спал очень давно.

Третий день. 8 июля.

Первая ночевка в палатке на природе, дикой природе. Спалось хорошо, немного было прохладно. Проснулся я рано, пол седьмого, чтобы приготовить кофе для наших дежурных, людей, которые должны готовить нам еду на протяжение всего дня... Погода прекрасная, светит солнышко. Греет на славу. На утро у нас каша.

Пройти нам предстоит 9 км до стоянки вилка-ложка. Где мы остановимся на обед. А потом идти ещё 5 км до перевала Дятлова и ещё три до стоянки на ночь.

В 10 часов мы выдвинулись в путь. Сегодня тяжелее, чем вчера. Болят плечи от рюкзака.

4 км позади, все ещё поднимаемся в гору. Ботинки начали потихоньку натирать ноги. Жарко. Пот ручьём течёт и попадает в глаза. Пройдя 7 км наступило болото. Решил бахилы не одевать. Пройти его так. Да я испачкался, но в бахилах ноги потеют.

После обеда на стоянке вилка ложка где у нас был рыбный супчик. Группа, следующая на Маньпупунёр отправилась вперед. Они раньше приготовили обед. Так как их инструктор вел наши группы впереди, а наш замыкал, и у нас один участник отстал, поэтому мы поздно начали готовить и позже отправились в путь. В нашей группе я был замыкающий. Хорошее решение меня им назначить, идёшь не спеша, фотографируешь природу, а после бегом их догоняешь.

В начале пути после обеда нас ожидала очередная неприятность, болото протяженностью несколько км. Тут я немного пожалел, что не одел бахилы, но все-таки справился и не спеша мы все его преодолели.

После болота нас ожидал подъем на гору, последний этап и будет сам перевал Дятлова. Угол наклона подъема как на Шиловский кряж, но только за спиной рюкзак весом 23 кг, может 22. Я несу провизию, которую пока не используют в приготовление еды. Пришлось пройти 1.3 км вверх чтобы добраться ради чего я сюда шёл.

И вот он, перевал Дятлова. Там сделали групповой снимок и пошли дальше на стоянку. Пройдя определенное расстояние сзади появилась грозовая тучка. Интересно будет дождь или нет.🧐 Прошли сегодня 18 км. Высота перевала 830 метров над уровнем моря. Начальная высота откуда с утра мы начали путь 345 метров. Кряж по сравнению с этим, как подъём в парке на Химмаше. Пришли на стоянку (ночлег) на красивое место. Вид шикарный. Гора Отортен, на которую мы должны совершить завтра радиальный поход. 20 км туда и 20 обратно. Без рюкзаков, конечно, но 40 км это много. Высота горы более 1200 метров.

Время 11 часов вечера. Людей за костром сегодня побольше сидит. Отправился я спать в первом часу.

Шёл 4 день похода

Утром рано разбудила дикая кукушка. Куковала без остановок. Кто-то очень долго будет жить. Я как обычно разжёг костер и принес воду для наших дежурных. Маньпуньеровцы ушли рано. Им ещё долго путешествовать. Говорили, что ночью в лагерь заходил заяц.

Вчера за ужином решили радиальное восхождение не делать. Так как не успеваем и это очень сложно. Ведь на следующий день надо быстро возвращаться домой, пройти весь путь, около 30 км без остановок с рюкзаками. Причем быстрым шагом, а мы слишком медлительны. Конечно бы мы могли попробовать, но в лагерь тогда пришли бы за полночь. Многие ребята расстроились.

Мой рюкзак немного разгрузили, раскидали тушенку, среди участников. Так что после завтрака мы потихоньку пошли сразу домой и по пути поднялись на другую гору Холотчахль («Гора мертвецов» в переводе с древнемансийского). Высота горы почти 1100 метров, так что я покорил свой первый тысячник. Сходили на монумент, который никто не понимает... Поднялись на гору и там открывается шикарный вид.

Обратно возвращались до стоянки вилка ложка. Опять через болото. Для этого я взял палку, она реально помогала. Там решено было остаться на обед, ужин и сон. Я шёл замыкающим как обычно. Наслаждался видами по полной, ведь кто знает может я сюда больше не вернусь. Придя на стоянку я как обычно первым делом иду собирать дрова. Отдохнуть всегда успею.

Ближе к вечеру, часиков в 8 пошел дождик, а мы как раз начали готовить ужин. А гору, где мы совсем недавно были начало накрывать облако, во время дождя. Выглядело очень красиво. Вершины было уже не видно. Ужинать пришлось под дождем, но это не страшно, ведь был не ливень, хотя и был продолжителен, но это придало некую пикантность. После ужина перед снов немного выпили водочки и рома, что взяли участники. Вчера меня переселили из моей палатки к другому человеку. У нас был один храпящий, причем сильно и решено было выделить ему отдельное жилье подальше от всех.

Утро 5 дня.

‌Вчера вечером меня пытались назначить на сегодняшнее дежурство. Я отказался, так как все равно буду помогать. Нам сегодня надо преодолеть 20 км. Шли умеренным темпом, перерывов было меньше... Утром было распределение провианта. Так что вес прибавился.

‌Шли через болото, я немного промок в своих ботинках, так как трава была мокрая, ведь прошел дождь пусть и не сильный. Комары из-за дождя стали одичалыми. Стоило только остановится и на тебе живого места не увидишь. ‌На обед был суп, вкусный, я съел аж две добавки.

‌Около пол седьмого вечера мы пришли на стоянку, откуда начинался наш путь. А если бы пошли на радиальное, то пришли бы ближе к полуночи. Здесь будет наш ужин и последний ночлег. ‌За костром травили байки, рассказывали истории. Пили вкусный компот, сначала чистый, а потом я пил с добавлением рома. Некоторые перешли через речку на другой берег и кушали там Красную смородину.

‌Спать легли поздно. Утром я должен был вместе с инструктором приготовить кашу, так как я все равно встану раньше всех. Поэтому меня назначали. А другие пусть отдохнут. Завтра сюда приедет грузовик и нас заберет домой. Ну как домой, пока в Ивдель. А там и домой 12 часов...

День 6.

Проснулся я рано утром. Без пятнадцати шесть. Светило солнце, устроил шикарную фотосессию. Разжёг костер и начал кипятить воду. Утро просто шикарное. Правда спал плохо. Лёг в двенадцать, уснул чуть позже. Безумно болят бока. Спал даже не знаю, как.

Инструктор спал, на дежурство он не проснулся, так что я все сделал сам: как всегда, разжёг костер, приготовил чай, кашу. Людям понравилось. В общем все как положено.

На стоянку приехало три машины, доставили очередные две группы, на перевал и на Маньпупунёр. На одной машине нам предстоит возвращаться домой. Приблизительно пол девятого мы отправились в путь, в Ивдель. Нас там ждет баня, и если повезет погуляем ещё по городу... Вечером поезд и ночной переезд домой.

Пока ехали в грузовике разговаривали на разные темы, слушали музыку на телефоне, отдыхали. К 3 часам мы приехали в Ивдель, нас ожидала баня. Как это здорово посидеть в парной, пожарить косточки, а после охладиться тазиком холодной воды. После бани надо было пойти пообедать.. Прозвучало слово столовая. И в Ивделе такая нашлась. Наш инструктор пошел на автовокзал с парой человек помочь им купить билеты домой. Поэтому я повел оставшихся обедать. Путь к столовой лежал через реку, но это того стоило. Там было вкусно. После я купил баночку безалкогольного пива. И это было шикарно: баня, вкусный обед, холодный напиток.

Перед поездкой на ж/д вокзал мы попрощались с двумя участниками, даже с тремя вместе с собакой.

P.S. На протяжение всего пути комары, оводы, слепни и мошки продолжали раздражать. Вернувшись домой. Я буду по ним скучать.

Последний день похода 12 июля.

Проснулся уже в поезде, поезд забит вахтовиками. Когда шёл заваривать «Доширак», чуть ли не каждый говорил: скорее бы домой поесть домашней еды, а то «Доширак» на работе, «Доширак» в поезде - достал. А я им всем отвечал, что я не с работы, а с похода. А там была вкусная здоровая пища: завтрак - каша, обед - супчик, ужин - второе блюдо. Чай, кисель, кофе и компот. Сушки, пряники, козинаки, шоколадки, в общем царская еда.

8:22 Мы приехали в Свердловск. С кем-то успел попрощаться, кто-то сразу убежал на транспорт и домой. Очень жаль. Еду домой на троллейбусе, кругом люди, машины. Вообще не привычно, как-то не по себе. Уже скучаю по лесу.

P. S. Мне очень понравилось, было тяжеловато, немного устал. Хочу пойти ещё куда-нибудь также на неделю, может если подберу правильное снаряжение, то и на 2 недели. Ну а что нам вчера инструктор выдал значки, удостоверение турист России и справку о прохождение маршрута 1к.с., с пометкой, что я допущен на маршрут 2к.с. Это многое значит, хотя я бы и без этого спокойно смог бы пойти. Но это очень приятно.

P. P. S. Большая благодарность нашему инструктору Михаилу. За то, что он сопровождал нас. Спасибо всем участникам; Паше, Тоне, Алексею, Виктору, Диме, Насте, Татьяне, Софье, Светлана и Алексею (их было двое). И да псу по имени Огонь. За хорошую компанию, помощь в пути, весёлые вечера.

Отчёт Сергея Быкова - участника прошедшего пешего похода на перевал Дятлова (источник - https://vk.com/grull)