Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Мы в реестре
туроператоров: РТО 026212
+7 (343) 247-85-02
+7 (343) 247-85-02
+7 (902) 509-68-00
+7 (996) 170-91-31 (сплавы)
E-mail
ksp96@ksp96.ru
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 18:00
Задать вопрос
Походы
Восхождения
Сплавы
На выходные
Календарь
Обучение
О нас
  • О турклубе
  • Инструкторы-проводники
  • Правила участия в походах
  • Отзывы
  • Реквизиты
  • Контакты
Прокат
События
Статьи
Часто задаваемые вопросы
+7 (343) 247-85-02
+7 (343) 247-85-02
+7 (902) 509-68-00
+7 (996) 170-91-31 (сплавы)
E-mail
ksp96@ksp96.ru
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 18:00
Мы в реестре
туроператоров: РТО 026212
Походы
Восхождения
Сплавы
На выходные
Календарь
Обучение
О нас
  • О турклубе
  • Инструкторы-проводники
  • Правила участия в походах
  • Отзывы
  • Реквизиты
  • Контакты
Прокат
События
Статьи
Часто задаваемые вопросы
    "/>
    +7 (343) 247-85-02
    +7 (343) 247-85-02
    +7 (902) 509-68-00
    +7 (996) 170-91-31 (сплавы)
    E-mail
    ksp96@ksp96.ru
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 10:00 до 18:00
    Поиск
    Задать вопрос
    Телефоны
    +7 (343) 247-85-02
    +7 (902) 509-68-00
    +7 (996) 170-91-31 (сплавы)
    • Походы
    • Восхождения
    • Сплавы
    • На выходные
    • Календарь
    • Обучение
    • О нас
      • О нас
      • О турклубе
      • Инструкторы-проводники
      • Правила участия в походах
      • Отзывы
      • Реквизиты
      • Контакты
    • Прокат
    • События
    • Статьи
    • Часто задаваемые вопросы
    Задать вопрос
    • +7 (343) 247-85-02
      • Телефоны
      • +7 (343) 247-85-02
      • +7 (902) 509-68-00
      • +7 (996) 170-91-31 (сплавы)
    • ksp96@ksp96.ru
    • Пн. – Пт.: с 10:00 до 18:00

    Основные причины травматизма в туризме

    Главная
    —
    Статьи
    —
    Советы
    —Основные причины травматизма в туризме
    Травматизм в туризме
    Советы

    Для начала внесем понимание, это такое.  Травматизм -  непреднамеренная травма, происшедшая в результате неожиданного травмирующего воздействия в условиях туристского путешествия. К  сожалению, травм  существует  необозримое множество, и  их  перечисление ,а  также  подробная классификация – скорее  тема  для  развернутой  медицинской  лекции,  но  кратко  данные  все-таки  обозначим.

    По статистике наиболее характерные травмы для туристов – это повреждения конечностей. В первую очередь - ушибы, порезы, ссадины, потертости, и пр.  Далее следуют ожоги и обморожения. Потом растяжения, вывихи, переломы, травмы от тупых и острых предметов (на начальных стадиях, по большей части, повреждения инструментом). Данный список занимает порядка 75% от общего количества травм в походе. Далее следуют болезни, как правило - это отравления, расстройства желудка, простуда.  Потом идут более специфические травмы типа сотрясения мозга, попадания чего-либо в глаза, перелома ключицы и пр. И, наконец, форс-мажоры наподобие радиоактивного заражения вследствие падения Челябинского метеорита.

    Теперь разберем  основные причины возникновения  неприятностей, т.е.  обозначаем  основные источники  опасностей.

    Главный создатель и генератор неприятностей сам Турист, остальное следствия. Попробуем упорядочить.

    1.Состояние здоровья (и\или сокрытие фактов, симптомов, хронических заболеваний). Далее по убывающей.

    - Очень «любят» туристы отправится в спортивный поход, не обращая внимания, на заболевания, связанные с сердцем и давлением, хронические сложности с пищеварительной системой, а также всякими особенностями с суставами. Конечно, если  такие  «новости» открываются на  маршруте  - риск получения  травмы  значительно возрастает.  Профилактика –  с организатором походов и инструктором, как с доктором, начистоту и до старта.  Возможно,  есть  смысл взять маршрут проще.  Тоже самое касается проблем с органами восприятия, а именно слух, зрение и пр. Как минимизировать…да тот же принцип: предупрежден - вооружен.

    - К факторам здоровья отнесем неуравновешенность протекания эмоциональных процессов (проще говоря, неадекватность). Это выражается в чрезмерно резкой реакции на раздражители и как следствие необдуманность действий. Риск повреждения, конечно, растет. Причем следует отметить, что излишние эмоции как отрицательные, но и положительные (эйфория, безграничная радость) притупляют внимание, побуждают к легкомысленным поступкам. Итоги могут быть печальны. На маршруте все хорошо в меру.

    2.Опыт. Достаточно высокий % повреждений происходит из-за банального отсутствия опыта и непонимания, как действовать в той или иной ситуации (элементарный пример – далеко не все в курсе как снять котел с огня и при этом не только не обжечься, но и не вылить содержимое на себя). Также из-за недостатка опыта (в данном случае и от его избытка) возникает очень легкое отношение к дисциплине в группе. Третий момент - низкая физическая и психологическая подготовленность, что ведет к утомлению и подавленности.  Более  половины травм  турист  получает в состоянии  излишней  усталости. Способ сократить - общайтесь, интересуйтесь, спрашивайте, как и где лучше поступить.

    3. Нарушение техники безопасности. Название пункта говорит само за себя. Причем, основываясь на статистику, про технику безопасности турист забывает, как только появляется возможность сделать чудесное селфи. Вторая причина - нарушения техники безопасности - опьянение (любого характера). Третья - не знание техники безопасности (ознакомление с ней зачастую просто игнорируют). Метод профилактики - внимательно изучить ТБ, исключить употребление алкоголя и пр., прежде чем фотографировать убедитесь, что есть, как минимум, опора под ногами.

    4.Снаряжение. Т.е. техническое и материальное обеспечение путешественника. Качество и исправность инструмента, правильность подбора экипировки, надежность средства передвижения (велосипед, катамаран, автомобиль), всевозможные крепления и страховки, соответствие оснащения погодным условиям. Сама  по  себе неисправность  оборудования  травму  не нанесет, но  создаст  почти  100%  предпосылку для возникновения ситуация,  в  которой повреждение  имеет высокую  долю  вероятности. Вывод –проверяйте и следите за своим снаряжением)).

    5.Маршрут.

    - Географическая характеристика  района. Оценка рельефа, наличие уклонов, болот, песков, осыпей, водных потоков. Все это таит для туриста очевидные опасности в виде лавины, тяжелого подъема, сноса течением, трудной переправой, сложнейшего порога и т.п.

    - Погодно-климатичесткие условия. Особенности сезона, конкретной местности, времени суток и пр. Причем опасность погоды, чаще всего, заключается не в самой погоде, а в не подготовленности к ней самих туристов.

    - Средства  передвижения  на  маршруте. Необходимо уметь грамотно ими пользоваться, и они должны   соответствовать маршруту (не стоит двигаться по горной реке на велосипеде).

    -  Флора и фауна. Около  10%  травм. Отправление ягодами и  грибами,  прикосновения к ядовитым  растениям, а также различных падения по пути  к  ним  (упал с дерева, подскользнулся на  обрыве  и пр.-2,5%  травм).  Неудачная  встреча  с местными  животными  (причем   чаще это  не  медведи, волки   и  прочие монстры,  а кто-то типа  пчел, комаров, муравьев  и им подобных).

    Способ избежать  - опыт, правильная  подготовка, исправное снаряжение, соблюдение  техники безопасности,  хорошая  физическая  форма.

    6. Форс-мажор.  Менее  1% происшествий.  Падение метеоритов, контакт с инопланетянами, открытие портала в параллельный мир (неважно на вход или на выход)) и подобные события. Подготовится нереально! Это же форс-мажор. Сознательно не включаем сюда стихийные бедствия, т.к. лавины, камнепады,  оползни, затяжные  ливни  и т.п.  Их можно просчитать, подробно изучая прогноз погоды и определяя маршрут, сезон, время и способ прохождения. В большинстве случаев погодные бедствия - результат ошибки самих туристов,  либо они возникают в  походах высшей  категории,  где  риск сознателен и неизбежен))но это  совсем другая  история.

    Материал подготовлен инструктором клуба спортивных путешествий «Спутник» Михаилом Бекчуриным.
    полезная информация
    Назад к списку

    • Отчёты о походах 170
    • Советы 20
    адыгея аконкагуа альпы аннапурна атласские горы байкал байкальский хребет большой каньон бурятия быт везувий велопоход восточные саяны восхождение вулкан гигиена гигиена в походах гималаи гора горы душанбе енисей ергаки заброска зигальга зюраткуль иремель искандеркуль италия казбек камчатка килиманджаро киргизия колорадо конжаковский камень крест эльбруса крым курилы лагерь любовь в походе марокко марракеш маршрут монблан мунку-сардык нейва непал оленьи ручьи ПВД перевал дятлова пик ленина пилигрим пиренеи питание плато маньпупунер плато путорана полезная информация полярный круг полярный урал поход поход выходного дня приэльбрусье путешествия река реки урала сахалин северная америка северный тянь-шань серга снаряжение сплав средний урал сугомак таганай таджикистан таймыр танзания тренировка тубкаль тунка турклуб тянь-шань фанские горы фаны челябинская область чусовая шамони эверест эльбрус этна южная америка южный урал
    Походы
    Восхождения
    Сплавы
    Календарь
    Обучение
    На выходные
    Прокат снаряжения
    Отзывы
    Подписаться на рассылку
    +7 (343) 247-85-02
    +7 (343) 247-85-02
    +7 (902) 509-68-00
    +7 (996) 170-91-31 (сплавы)
    E-mail
    ksp96@ksp96.ru
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 10:00 до 18:00
    ksp96@ksp96.ru
    © 2025 Клуб спортивных путешествий «СПУТНИК»
    Политика конфиденциальности