Сначала наш путь проходил по реке, затем мы вышли в озеро Лама. Солнце пробивалось сквозь свинцовые облака, а солнечные лучики отражались в озере яркими полосками. По берегам тянулись горы без вершин.
Я сижу на корме нашего катера, ветер и брызги бьют в спину. Но я улыбаюсь от того, что могу наслаждаться этой невероятной красотой: видеть это озеро, это небо – полярное небо плато Путорана.
Озеро Лама переводится с эвенкийского — море, большая вода. Прибыли ночью, все мокрые от брызг, и здесь началось наше приключение на затерянной земле Путорана.
Плато Путорана поселилось в моем сознании еще с географического, когда мы сдавали экзамены по географии материков и океанов. Так я услышала это необыкновенное слово, которое поселилось занозой в моей необъятной жадной до путешествий душе.
Отличительной особенностью этого похода было то, что троп на плато нет. Мы пробирались сквозь бурелом таежного леса, заросли голубики, черники, и поспевающей брусники, а сопровождал нас сумасшедший, очаровывающий запах багульника.
Мы шли по каменному лабиринту в труднодоступное и от того еще более притягательное плато, шли в застывшее прошлое, забывая о другом реальном мире с гаджетами, карантином и масочно-перчаточном режимом. Путорана показывала нам красоту полярного дня, жгучего полярного солнца, а мы отвечали взаимностью. Жадными взглядами ловили каждую частичку этого удивительного места.
Иногда казалось, что здесь жила древняя цивилизация, потому что камни напоминали сложенные крепости или дома. Иногда земля походила на каменные соты, а в тех местах где не было камней, она проваливалась, и складывалось ощущение, что под камнями, да и под всем плато находится вода, которая причудливым образом возникала ручейками, реками, озерами и водопадами в совершенно неожиданных местах.
Погода на Путорана может меняться несколько раз в день. В одночасье северное солнце сменяется туманом, наступает звенящая тишина. А окаменелая земля превращается в нечто мистическое: все исчезает в белой пелене, и в этот момент воображение дорисовывает то, что скрыто под белой мглой.
«Наш север» не был похож на север, из 13 дней был только один по-настоящему дождливый день. В это день включились все водопады, которые, как говорил наш инструктор Паша, мы успели выпить за время солнечных дней. Утром моя палатка стояла в маленьком озере, а под другими палатками звенели ручейки.
Верхушки гор на Путорана плоские, на каждой из них спокойно могла бы разместиться вертолетная площадка, а каньоны, открывающиеся нам по пути, завораживали своей бесконечностью и легкой туманной дымкой полярного солнца.
Названий у каньонов и водопадов практически нет, и мы придумывали свои легенды и свои названия. Так у нас появилось озеро «Стрела», «Нежное», «Топонру», название, соединенное из слов Топор и Кенгуру, так как очертание озера на карте казалось нам именно таким. Эвенки и другие коренные жители Севера считают плато Путорана местом обитания Огненного бога — хозяина ада и мучителя человеческих душ.
Мы уходили с плато под палящим северным бесконечным солнцем, которое согревало нас на всем нашем пути. Это было невероятно, приехать на север и жарится на солнышке, купаться в ледяных ваннах ледниковых озер, объедаться ягодами и шлепать на себе комаров и назойливых мушек, подворачивать ноги на большом и малом кукурмнике.
Собирая материал для будущего видео, я пересмотрела много разных фильмов, но никак не могла поверить в то, что все это я видела своими глазами. С отличной командой людей, влюбленных в наш мир, любителей путешествий и приключений, прошагали, протопали мы по этому загадочному, затерянному кусочку нашей огромной страны. Спасибо всей нашей команде и каждому в отдельности за смех, крошки и камни.
Отчёт Анны Антоновой о прошедшем в августе 2020 года пешем походе на плато Путорана (источник - https://vk.com/id376312836)