Стоял жаркий, не по уральским меркам, июль. Казалось, что город прикидывается Африкой, и люди варятся в зависшем воздухе. Хотелось бежать из нашего города. Мы упаковались рюкзаками и баулами с провиантом. И казалось, что уже ничто не может удержать на месте. Поезд «Уфа-Ташкент» ждал на перроне. Мы пересчитались - вся группа на месте. Откуда-то доносился несложный мотив старенькой песни, который заглушал все наши сомнения и мысли. И мы пели: «Я сердце оставил в Фанских горах...»
Однако не столь легко мы добрались до конечного места назначения. При пересечении границ наша группа лишилась одного своего участника. Было обидно, что из-за бюрократических препонов (паспорт был просрочен!) мы не смогли в полном составе насладиться красотой Фанских гор. «Я сердце оставил в Фанских горах...», - пели ехавшие с нами альпинисты. Дорога была длинной: через Казахстан в Узбекистан, где из Ташкента, автобусом, мы должны были попасть в древний город Самарканд. Кто-то рядом рассказывал нам про этот удивительный город, который являлся одним большим базаром. Это потом, на месте, мы сами узнали, как тяжело поменять русские деньги на их, так сказать, иностранную валюту. И как можно переборщить с пряностями. А пока - дорога и, конечно же, песни под гитару!
По прибытии у нас оказался целый день на осмотр города. Мы удивлялись всему. Но прежде всего парадоксальности местного населения. Наряду с огромным количеством мечетей, древних и по-восточному таинственных, здесь было большое количество всяких питейных заведений. Забавно, ещё, например, и тo что гробница Тамерлана находится в самом сердце рынка. Один местный житель, разговорившийся с нами, рассказал, " что «Ходжа Насреддин их земляк» и что он «прекрасно знает, где находится Екатеринбург» (чем удивил нас несказанно!) Оказывается, что в Самарканде многие знают наш город, потому как «половин там сама была», а у половины «был брат».
С утра следующего дня нас поджидал автобус, который и доставил до лагеря. Вот они - Фаны. Погода - сказка. Как в раю, ясно и тепло. Мы вооружены до зубов не только собственными вещами, но и командными. Район-то горный. Нужны были веревки, ледорубы, крючья. И тут очередной удар: единственная девушка нашей группы заболевает горной болезнью. Даже очаровательная природа не помогла ей пройти акклиматизацию. 3800 метров – это уже не шутка. Началась другая жизнь.
Каждый день мы взбирались на перевал, отмеченный на карте какой-нибудь категорией сложности. Маршрут был по-спортивному напряженным. Иногда нам покорялась даже три перевала подряд. На одном из перевалов нам открылся вид «летней деревни». Это множество шалашей, затерянных в глубине гор, и очень гостеприимные люди. Мы проходили мимо, когда одна девчушка подбежала к нам с крынкой молока и стала что-то очень быстро лепетать на своем языке. Мы засмеялись, а она буквально силой затащила нашу группу к себе в деревню! «Шай, шай кушать»- раздавалось отовсюду. Нас напоили местным кислым молоком и лепешками. Тут же были и французские туристы, которые раздавали ребятне карандаши. Мы же поделились с маленьким населением конфетами. Дети так обрадовались, что еще долго махали нам вслед.
Следующий перевал был особенно труден. Мы поднимались долго и не без особых усилий. Ноги болели. Час, другой, третий, пятый. Вымокли, выдохлись. Вниз глянуть страшно. Но только мы оказались наверху, как присели от удивления: на самой вершине преспокойно пасся бык. Как он туда попал? До уровня моря что-то около четырех километров по прямой. Такой вот казус. Кстати, насчет парнокопытных. Местное население передвигалось на осликах. И нам, как истинным пешим туристам, было бы стыдно и думать об этом, но, как уральцам, проехаться на осле являлось настоящей экзотикой. Экзотика превозмогла стыд! И, водрузив на одного осла все наши рюкзаки и баулы, на втором ехали сами, по-очереди. Ощущение такое, что ты едешь на раскачивающемся диване по узкой тропе.
На следующий день нашего пути мы вплотную подошли к самой высшей точке района – горе Чимтаргу. 5489 метров! Дорога наверх представлялась крайне тяжелой. И все же, засыпая среди холода и космической высоты, мы мечтали поскорее оказаться на вершине. А там была поистине красота! Все, как на ладони : хребты, озера, долины, реки. Воздуха как будто и не было совсем, а в кровь кто-то подмешал игристое шампанское. Переведя дух, мы стали спускаться вниз. И все бегом – холодно до жути.
К вечеру следующего дня на нашем пути попадаются екатеринбургские альпинисты, ехавшие с нами в поезде. Радость была бы неполной, но у них столько экзотических для нас продуктов: тушенка, морковка, картошка. А их борщ по-домашнему и таджикский кагор… Однако время не ждет. Через три дня мы дошли до озера «Искандеркуль». Чистое и зеркально прозрачное. Вода же ледяная до жути, но, отважившись искупаться, мы стали нырять на скорость. Возможно, мы просто устали… и экзотичные виды и сама матушка- природа уже не так воодушевляли нас, поэтому было решено быстрее возвращаться домой.
Аэрофлот. Российские авиалинии!!! Из Душанбе прямо в Екатеринбург, и в два часа дня мы уже рассказывали о наших приключениях друзьям и родным. О высоких горах, о чистых озерах и необычайном гостеприимстве. О том, что все в этой стране скорее вертикально, чем сколько-нибудь горизонтально… Все слушали и делали вид, что нисколько нам не завидуют. А мы вспоминали перелет и Фанские горы с высоты птичьего полета.
И пускай со всех сторон доносились крики друзей и знакомых: «Фаны? Это же Таджикистан! Там же моджахеды всех режут-убивают. А до Афганистана ближе, чем до соседней булочной!» День отправления нами был уже назначен.
Фотогалерея
1/1
—