С чего начать?..
Наверно с самого задаваемого мне вопроса: "Зачем?.." Ответа, если честно, у меня не было. А точнее их много... Просто - я так решил. Мне хотелось повидать Урал, т.к. я никогда там не был. Мне хотелось уйти в далёкий поход, чтобы была возможность полностью абстрагироваться от глобализации мира и навязанных нам правил жизни. Хотелось испытать себя. Хотелось поучиться у матёрых походников, набраться опыта, чтобы на будущее не зависеть от групп и организаторов.
Итак, 7-ого днём я оставил машину на стоянке в Е-бурге, водрузил на себя рюкзак, выдохнул и отправился на вокзал, к месту встречи группы.
Уже при входе в метро меня тормознула милиция. Долго мурыжили: откуда, кто и зачем... Проверили документы. И... не пожелали счастливого пути, а попросили пройти с ними в комнату для задержанных. Тут я напрягся. Но всё ограничилось переписыванием данных, пробиванием меня по какой-то базе. Минут через 10 я продолжил путь!
На вокзале познакомились. Большинство народу показались вполне адекватными. Также я сразу понял, что мои туристические навыки (ограничивающиеся выездом на природу на викенды на машине) значимо выше навыков и опыта некоторых участников...
Запасы провизии распределили равномерно, - получилось по 5 кг на каждого.Далее стали распихивать прочую походную утварь. Особо не учитывая, что я буду нести палатку на 3-их (а точнее, как потом выяснилось, на 4-ых) человек, мне распределили ещё 4 баллона с газом. Впихнуть я их смог; рюкзак из тяжёлого превратился в практически неподъемный! Но жаловаться было некому, да и не в моих принципах. К тому же я видел, что у большинства рюкзаки забиты не меньше.
8 часов в поезде Екатеринбург-Ивдель тянулись долго. Уснуть у меня толком не получилось. Изнутри нарастали вопросы к самому себе: "Куда вас, сударь, к чёрту занесло?! Не уж-то вам покой не по карману?!..." Последние несколько часов дороги (а дело было уже ночью) проболтал с какой-то девушкой-попутчицей. Это, и нужные слова в смс от подруги "..Насладись безумием!.." помогли прийти в себя и сбросить хандру!
На перроне в п.Ивдель нас ждала машина ГАЗ66 "Шишига". Нормальных сидячих мест на всех не хватило; я устроился на рюкзаках. Первые несколько часов дорога пролегала ещё по жилым посёлкам и всё было нормально. Но последующие 6 часов мы ехали по разбитой "дороге" лесовозов с форсированием рек по каменистым бродам. В условиях жудкой тряски сидение-лежание на рюкзаках было серьёзной мукой, лишь последние несколько часов удалось найти устойчивое положение и даже немного подремать. В общем Так я не ездил даже в армии!
В "точке заброса" нас встретил накрапывающий дождь и разбитая в кашу джиперами и квадроциклами заболоченная лесная дорога.
Чётких команд от инструктора:надеть сапоги, надеть дождевики, достать треккинговые палки, утеплиться и т.п. - не следовало. Это меня по-началу удивило - но потом, по ходу похода, очень порадовало! Всегда надо было надеяться только на свою голову и действовать согласно своим ощущениям, интуиции. Инструктор являлся просто проводником, знающим маршрут, - ну и опытным товарищем.
Нам объяснили правила переходов: Идём 40 минут. После того как идущий первым прошёл 40 минут, организуется привал. После прихода последнего к месту привала отдых 10 минут. Далее выходим на следующий переход 40 минут. Если движемся в условиях неясной дороги, - то нужно контролировать впереди и сзади идущих; в случае чего - кричать.
Не все играли по этим правилам... Были те, кто уходил с привала не дожидаясь отведённых 10 минутдля отдыха последнего. Были те, кому было наплевать на отставших позади, не знающих дорогу. Это раздражало... К сожалению, с этим инструктору не удалось наладить дело и до последних дней.
Итак мы выдвинулись в первый переход..!
Сказать что мне было тяжело - это ничего не сказать! Минут через 20 перехода лямки рюкзака вдавливались в плечи так, что каждое их шевеление при перепрыгивании через грязь или кочку отзывались такой болью, что из груди непроизвольно вырывался стон. Последние минут 10 каждого перехода первые несколько дней я подкладывал под лямки руки и, по сути, нёс рюкзак на руках. Благо сил мышц рук и выносливость "футбольных" ног это позволяла. Только плечи не справлялись... В своих физических страданиях я был не одинок. Некоторые также мучились плечами, кто-то коленями, у кого-то отваливались мышцы ног... В общем это было серьёзное физическое испытание! На привалах большинство падало без чувств, зачастую просто на спину, даже не сняв рюкзак! Но все шли!!! День на третий организм попривык, подстроился. Плюс что-то начали подъедать. Плюс, в конце третьего дня мы сделали закладку продуктов на несколько дней, которую забрали на обратном пути, погрызенную мышами ). В общем день на 3-ий, 4-ый проблема физических мучений практически полностью ушла. Организм уже не представлял себя, идущим без рюкзака. )
На одном из первых переходов нам предстояло переправиться через небольшой, но достаточно глубокий ручей. Переправлялись по бревну. Турист, идущий впереди, оступился и рухнул в этот холодный ручей. Это была девушка Татьяна из Тюмени. Я ожидал разной реакции, - но только не такой. Она, практически ничего не говоря, вышла на сухое место, вылила воду из сапог, переоделась в сухое и, как ни в чём не бывало, продолжила путь! Её мужество и целеустремлённость за время похода ещё не раз удивляли меня и стимулировали самого не обращать внимание на трудности!.
Первый обед запомнился обескураженными и опечаленными лицами некоторых туристов, когда сказали, что хлеба нет и не будет. Вместо хлеба к обеду каждый день выдавали по 3 сушки. Меня это вполне устраивало.
Конец первого дня, видимо чтобы прочувствовать все прелести похода сразу, ознаменовались сильным затяжным дождём. Запомнились ощущения, когда я, вымокший насквозь, ставил палатку с одной лишь мечтой: забраться в неё и переодеться во всё сухое и тёплое.
Кстати, по температуре (не знаю какая она там была) почти всегда было комфортно с учетом той спецодежды и спальника что у меня с собой были. впечатлили специально купленные брюки и куртка: дышали хорошо, не продувались, промокали не сразу и сохли моментально!
Хорошие треккинговые ботинки - это тоже чудо! Даже с учётом того, что при долгом контакте с влагой они всё же промокали - но удобство ноги в них позволило практически весь поход пройти вез мозолей. В резиновых сапогах тенденция к мозолям образовывалась уже после нескольких часов пути...
Из дома из алкоголя я брал с собой 900г. коньяка, распределив их: 200г. во фляжку (на чёрный день) и 700г. в термос - на компанейский вечер, на знакомство. В первый вечер я понял, что время моего термоса пришло! Во-первых скинуть с плеч хотя бы 700г. - было благо. Во-вторых после того, что мы пережили за первые сутки глоток спиртного был просто необходим!
Надо оговориться сразу, - я был не одинок кто взял алкоголь. Ещё несколько товарищей несли понемногу водки. А один, самый грамотный, Игорь из Чехова, литровую флягу со спиртом! Это позволило нам практически каждый вечер расслаблять мышцы несколькими глотками этого чудесного напитка!
Так вот погревшись у костра, поужинав приготовленного варева, распив коньяк, - жизнь стала налаживаться. Я начал осознавать в каком прекрасном диком лесу мы находимся. Он был преимущественно хвойный. Твердь составляли лишь корни деревьев, переплетённые между собой и покрытые мхами. В большом обилии были разбросаны крупные камни. А под мхами, как-будто бы была пустота, и то тут, то там слышалось журчанье подземных ручьёв. Местами эти ручьи прорывались на поверхность. На грязевой дороге нам регулярно встречались следы зверей; то лося, то медведя, то их какашки. ) Было интересно!.
Второй день у меня прошёл в ожиданиях, уже переходящих в обиду: "Когда же я увижу горы?!" Очень надоело месить лесную жижу. И вот, к обеду второго дня, мы наконец-то вышли на окраину леса! На горизонте появились горные склоны, частично покрытые снегом. Настроение поднялось!Обед проходил на просторной зелёной поляне. Солнце светило ярко и жарко, позволило нам основательно просушиться! Это было счастье!
Через несколько переходов после обеда мы вышли на перевал Дятлова! Для меня это место не представляло какого-то особого интереса. Да, я конечно, смотрел все эти документальные фильмы-расследования про их группу, но понял для себя - правду мы вряд ли когда-либо узнаем. А раз так - то этот перевал был для меня не более значим чем любой другой. И пока все щёлкались с мемориальной табличкой, я наслаждался открывшимися видами гор, расправлял руки в потоках сдувающего ветра (который почему-то там был особенно силен).
Мы пошли дальше, и выше!..
Переходы стали по-настоящему тяжёлыми, с затяжными подъёмами. Некоторые сильно отставали, а на привалах просто плашмя падали на землю!
..Мне было хорошо! Я восхищался видами! А подъёмы ноги переносили относительно легко!
На ночную стоянку мы опять спустились к подножию леса...
Надо сказать, что горы северного Урала имеют максимальные высоты 1200-1300м. Граница леса, как я понял, заканчивалась где-то на уровне 700м. Так мы в основном дальше и шли, ~ на 800м. Периодически переваливая через вершины 1000-1100м.
Ближе к следующему вечеру нас опять значимо промочило дождём с сильным ветром. Антон (проводник) сказал, что есть вариант заночевать в избушке Мансийских охотников, которая скоро будет у нас на пути. Все (кроме меня) очень радостно восприняли эту идею. Не знаю что меня так отталкивало, скорее то-то на уровне подсознания, но я готов был разбивать лагерь в дождь и ветер на камнях и сыром мхе, но не забиваться всем, вдевятером, в маленькую убогую охотничью избушку. Но против коллектива не попрёшь!..
Для полноты ощущений надо ещё сказать, что в этой избушке зимой замёрз насмерть один путешественник. Он прожил в этой избе до своей смерти какое-то время. Почему точно умер - непонятно. Еда, печка, дрова, вода - всё было... Его тело зимой увезли МЧС. А вот всё убранство и утварь избы остались нетронутыми. Похоже с тех пор тут никто не останавливался... мы первые в этом году шли этим маршрутом. Мы с Антоном подошли к дому первыми. Я испытал психологический шок. На нарах продавленный матрац, сверху палатка, дождевик и прочая утварь. Вся избушка была пресыщена хламом и вещами умершего человека. После некоторых колебаний группой было решено вынести все вещи на улицу и сжечь. В домике по-максимуму убрались, вымели (опять же проявила свою непоколебимость Татьяна). Вроде стало ничего, но на душе мне было крайне неуютно. В этот вечер мы выпили побольше обычного. Я поспешил забиться в угол на одну из полок нар и пытаться уснуть... Троим пришлось устраиваться на полу... Но народ был весел. Радовались тёплому и сухому домику. Смеялись и шутили...
Несколько следующих ходовых дней были прекрасны!Мы шли на высоте, по краю таящих снеговых шапок, периодически пересекая курумники 9беспорядочно разбросанные крупные камни). Мы видели зайцев и оленей. Бескрайние виды Северного Урала сменяли один другой!
Правда, к концу пятого дня, на меня неожиданно навалилось чувство не желания никого видеть! Я старался уходить вперёд на переходах и идти один. В этот день очень выручил плеер. Хоть его заряда хватило всего часов на 7, - но не зря я его нёс. Музыка - это часть меня без которой мне было крайне тяжело! В тот вечер я не стал сидеть со всеми - ушёл в палатку спать сразу после ужина.На утро отпустило...
К концу 5-ого дня мы пришли к границам Печора-Ильинского заповедника, на территории которого и располагается плато со столбами выветривания. До плато оставалось километров 10. Нас тормознули охранники заповедника, живущие там вахтовым методом в мини-домике-фургончике. Началась бюрократическая волокита. Нам сказали, что пропустить на территорию нас не могут, т.к. нет пропуска с подписью директора заповедника. Оказалось, что фирма запрос подавала давно, но директор был в командировках, а сейчас он здесь, но связь с ним будет только с утра, и бла-бла-бла. В общем мы были вынуждены разбить палаточный лагерь рядом с этими егерями. До ближайшей воды, а это, кстати, был исток реки Печора, было идти почти час. И если туда было идти интересно, то обратно с 10-литровым котелком не очень...
Утешало лишь одно. Егеря сказали, что с утра должен прилететь вертолёт, привезти что-то для них. Далее вертолёт летит на плато и, соответственно, может нас забрать (если будут решены бумажные вопросы).
С бумажками всё уладили, - и с утра мы замерли в ожидании вертолёта. Прождали до 12. Он прилетел! Шум винтов мы заслышали ещё когда его не было видно. Все предвкушали полёт и виды!.. Когда он приземлился, и мы готовы были запрыгивать, старший из вертолёта прокричал: "Только женщины и дети!" Мы застыли в жестоком обломе - а вертолёт улетел!
Выдохнув, - делать было нечего, - нам предстояло спуститься в лощину ~ 5 км, переправиться через реку Печора, и ещё ~ 5 км в гору к плато Маньпупунёр.
Стиснув зубы, злые, мы проделали этот путь почти бегом! Благо рюкзаки оставили у егерей. Хотя путь был жуткий! Через заваленный деревьями лес, кишащий комарья. Печору я переходил вброд, раздевшись по пояс. Далее тяжёлый подъём по чавкающей жиже и густому без тропинки лесу.
И вот мы на плато!
На плато, при подъеме стоит домик в котором живут волонтёры. Их-то и вёз вертолёт, поэтому нам не хватило места. Оказалось, что после признания столбов одним из семи чудес России, посещение плато набирает популярность. А как у нас в России делается: где популярное место - милое дело поставить шлагбаум, чуть "облагородить", и брать деньги за посещение. Вот волонтёры теперь там налаживают инфраструктуру, отсыпают дорожки, будут водить экскурсии. Ну да Бог с ними! Хорошо что мы одни из последних ещё успели посетить это место по дикарке!
Столбы впечатляют своей величественностью! Огромные (30-40м) в высоту, они действительно - Чудо природы! Прекрасные, завораживающие виды! Теперь это навсегда со мной! Вокруг столбов, как и во многих местах нашего пути, бегали зайцы, резвились куропатки. С самого плато открывались далёкие виды на Урал. Но, не успели мы и пол-часа погулять по плато, как нас накрыл сильный дождь! Ещё чуть-чуть полюбовавшись мы двинулись назад.
Волонтёры оказались дружелюбны и напоили нас чаем с бутербродами. Помню как жадно я накинулся на хлеб.
Отсюда начался наш пятидневный путь назад. Он не всегда проходил по тем же местам, что и туда, - но по большей части.
Я шёл, радуясь каждому живописному месту, впитывая в себя эти виды... Как облако наползало и цеплялось за вершины, а потом закружив поползло на нас. Как тают горные снега, образуя шумящие ручьи, реки. Как пасутся вольные олени. Как среди карликовых берёз и ив поднимается одна берёза или сосна повыше, метра на 1,5 - борется с природой. Какие узоры рисуют мхи и лишаи на камнях. Как прекрасны склоны сплошь заросшие черничником, окаймлённые небольшими берёзками. Как свищет и выдувает насквозь ветер на высотах и перевалах!..
Вот ради чего я шёл! И что теперь навсегда во мне!
Следует сказать ещё об одной трудности похода. День на 7-ой я явно начал ощущать недостаток пищи. Вот уж не думал, что это станет для меня проблемой, - однако стало.
Рацион наш состоял из:
-завтрак: каша (рисовая, пшённая или геркулесовая) на сухом молоке с горстью изюма + чай с 1 пряником;
- обед: суп, сваренный из 3-х пакетиков с суповой смесью + упаковка вермишели + банка тушёнки + немного сухих приправ (лук, морковь, петрушка). В общем ничего! Половника по 3 на брата выходило. + 3 сушки + чай (или кофе, или настой из золотого корня (коего росло много в округе));
- полдник :) : один раз в день, после 2-ого вечернего перехода мы дербанили две пачки козинаков и одну плитку шоколада. Как же я полюбил козинаки! Это было высшее удовольствие! Честно!
- ужин: макароны, гречка или рис с двумя банками тушёнки + чай.
В общем дня с 7-ого реально хотелось есть! Возможно, даже скорее, психологически. Сколько разговоров у нас было о вкусных блюдах...
Этот психологический надлом я ощущал в себе ещё дней 5 после похода, когда заходя в кафе не мог остановиться в заказах и съедал очень помногу! Зачастую удивляю официантов! )) Незабываемые эмоции подарил последний переход к месту выброски. Когда мы поняли, что приближаемся к финишу, то человек 6, полу в шутку, полу всерьёз, схлестнулись за то, чтобы прийти первым. Мне тоже захотелось поучаствовать в этом замесе. Мы полубежали по болотам, про рюкзаки за спинами уже все и забыли! Убивая напоследок ноги в резиновых сапогах в кровь, мы не сдавались.Кто-то падал,кто-то лез в лужи грязи по пояс для сокращения пути. В конце гонки все упали на землю и смеялись!..
На место заброса мы пришли вечером. Машина за нами должна была прийти на следующее утро. Спирт уже кончился, но нам было хорошо и от душистого чая с черносмородиновыми листами!
В ту ночь мне почти совсем не спалось. Я встал в 4 утра и пошёл бродить по реке Ауспия, встречая рассвет.. У меня была с собой простенькая снасть, - попробовал половить хариуса, - не удалось. Бродил по этой мелкой каменистой реке и понимал, что вряд ли я сюда ещё вернусь. И благодарил судьбу, что получилось пережить всё это! И жалел лишь о том, что всё закончилось...
А потом приехала машина. И было пиво, колбаса и хлеб и веселье под хиты 80-х. И торжественное вручение значков и удостоверений на станции в Ивдели. И объедание в местном кафе. И приятные воспоминания о пережитом походе!..
"...Я спросил тебя: - Зачем идете в горы вы?
- А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
- Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!
- Рассмеялась ты и взяла с собой..."
В.С.Высоцкий