Основные причины травматизма в туризме

Для начала внесем понимание, это такое.  Травматизм -  непреднамеренная травма, происшедшая в результате неожиданного травмирующего воздействия в условиях туристского путешествия. К  сожалению, травм  существует  необозримое множество, и  их  перечисление ,а  также  подробная классификация – скорее  тема  для  развернутой  медицинской  лекции,  но  кратко  данные  все-таки  обозначим. 

По статистике наиболее характерные травмы для туристов – это повреждения конечностей. В первую очередь - ушибы, порезы, ссадины, потертости, и пр.  Далее следуют ожоги и обморожения. Потом растяжения, вывихи, переломы, травмы от тупых и острых предметов (на начальных стадиях, по большей части, повреждения инструментом). Данный список занимает порядка 75% от общего количества травм в походе. Далее следуют болезни, как правило - это отравления, расстройства желудка, простуда.  Потом идут более специфические травмы типа сотрясения мозга, попадания чего-либо в глаза, перелома ключицы и пр. И, наконец, форс-мажоры наподобие радиоактивного заражения вследствие падения Челябинского метеорита.

Теперь разберем  основные причины возникновения  неприятностей, т.е.  обозначаем  основные источники  опасностей.

Главный создатель и генератор неприятностей сам Турист, остальное следствия. Попробуем упорядочить.

1.Состояние здоровья (и\или сокрытие фактов, симптомов, хронических заболеваний). Далее по убывающей.

- Очень «любят» туристы отправится в спортивный поход, не обращая внимания, на заболевания, связанные с сердцем и давлением, хронические сложности с пищеварительной системой, а также всякими особенностями с суставами. Конечно, если  такие  «новости» открываются на  маршруте  - риск получения  травмы  значительно возрастает.  Профилактика –  с организатором походов и инструктором, как с доктором, начистоту и до старта.  Возможно,  есть  смысл взять маршрут проще.  Тоже самое касается проблем с органами восприятия, а именно слух, зрение и пр. Как минимизировать…да тот же принцип: предупрежден - вооружен.

- К факторам здоровья отнесем неуравновешенность протекания эмоциональных процессов (проще говоря, неадекватность). Это выражается в чрезмерно резкой реакции на раздражители и как следствие необдуманность действий. Риск повреждения, конечно, растет. Причем следует отметить, что излишние эмоции как отрицательные, но и положительные (эйфория, безграничная радость) притупляют внимание, побуждают к легкомысленным поступкам. Итоги могут быть печальны. На маршруте все хорошо в меру.

2.Опыт. Достаточно высокий % повреждений происходит из-за банального отсутствия опыта и непонимания, как действовать в той или иной ситуации (элементарный пример – далеко не все в курсе как снять котел с огня и при этом не только не обжечься, но и не вылить содержимое на себя). Также из-за недостатка опыта (в данном случае и от его избытка) возникает очень легкое отношение к дисциплине в группе. Третий момент - низкая физическая и психологическая подготовленность, что ведет к утомлению и подавленности.  Более  половины травм  турист  получает в состоянии  излишней  усталости. Способ сократить - общайтесь, интересуйтесь, спрашивайте, как и где лучше поступить.

3. Нарушение техники безопасности. Название пункта говорит само за себя. Причем, основываясь на статистику, про технику безопасности турист забывает, как только появляется возможность сделать чудесное селфи. Вторая причина - нарушения техники безопасности - опьянение (любого характера). Третья - не знание техники безопасности (ознакомление с ней зачастую просто игнорируют). Метод профилактики - внимательно изучить ТБ, исключить употребление алкоголя и пр., прежде чем фотографировать убедитесь, что есть, как минимум, опора под ногами.

4.Снаряжение. Т.е. техническое и материальное обеспечение путешественника. Качество и исправность инструмента, правильность подбора экипировки, надежность средства передвижения (велосипед, катамаран, автомобиль), всевозможные крепления и страховки, соответствие оснащения погодным условиям. Сама  по  себе неисправность  оборудования  травму  не нанесет, но  создаст  почти  100%  предпосылку для возникновения ситуация,  в  которой повреждение  имеет высокую  долю  вероятности. Вывод –проверяйте и следите за своим снаряжением)).

5.Маршрут. 

- Географическая характеристика  района. Оценка рельефа, наличие уклонов, болот, песков, осыпей, водных потоков. Все это таит для туриста очевидные опасности в виде лавины, тяжелого подъема, сноса течением, трудной переправой, сложнейшего порога и т.п.

- Погодно-климатичесткие условия. Особенности сезона, конкретной местности, времени суток и пр. Причем опасность погоды, чаще всего, заключается не в самой погоде, а в не подготовленности к ней самих туристов.

- Средства  передвижения  на  маршруте. Необходимо уметь грамотно ими пользоваться, и они должны   соответствовать маршруту (не стоит двигаться по горной реке на велосипеде).

-  Флора и фауна. Около  10%  травм. Отправление ягодами и  грибами,  прикосновения к ядовитым  растениям, а также различных падения по пути  к  ним  (упал с дерева, подскользнулся на  обрыве  и пр.-2,5%  травм).  Неудачная  встреча  с местными  животными  (причем   чаще это  не  медведи, волки   и  прочие монстры,  а кто-то типа  пчел, комаров, муравьев  и им подобных).

Способ избежать  - опыт, правильная  подготовка, исправное снаряжение, соблюдение  техники безопасности,  хорошая  физическая  форма.

6. Форс-мажор.  Менее  1% происшествий.  Падение метеоритов, контакт с инопланетянами, открытие портала в параллельный мир (неважно на вход или на выход)) и подобные события. Подготовится нереально! Это же форс-мажор. Сознательно не включаем сюда стихийные бедствия, т.к. лавины, камнепады,  оползни, затяжные  ливни  и т.п.  Их можно просчитать, подробно изучая прогноз погоды и определяя маршрут, сезон, время и способ прохождения. В большинстве случаев погодные бедствия - результат ошибки самих туристов,  либо они возникают в  походах высшей  категории,  где  риск сознателен и неизбежен))но это  совсем другая  история.

Материал подготовлен инструктором клуба спортивных путешествий «Спутник» Михаилом Бекчуриным.