«Маньпупунёр. Туда и обратно» или «Так крошился курум»

Слегка осунувшиеся щеки, зеленеющий синяк на бедре левой ноги, покалывание в пальцах правой руки и пока еще невыскребенная грязь из-под ногтей на ногах – вот собственно и все вещественные доказательства того, что за последние 12 дней я протопала около 250 км по Северному Уралу.

Первый день после возвращения было дико внутри зданий и среди множества чужеродных звуков и запахов. Но я уже не впервые возвращаюсь в город после отрыва от цивилизации, и это чувство мне знакомо.

Поход был сложным. Но не невыносимо. У половины группы темп хода был сильно выше моего, и при всем желании я бы не смогла за ними угнаться. Пожалуй, в этом была основная сложность. Было несколько дней, когда вечером сил не оставалось совсем, но в целом у меня очень положительные впечатления. За это время я успела кайфануть и отдохнуть душой и мозгом. Но сразу скажу, что такой отдых понравится только таким безумным мазохистам как я. Все-таки идти по 20-30 (а иногда и по 40!) км в день по пересеченной местности и по бездорожью под рюкзаком и в дождь, и в ветер, и по колено в воде и грязи – это не самое простое занятие.

Поход был не видовым, то есть даже на фотографиях нет безумно красивых картинок природы, за которыми мы часто ходим. (Хотя я пересмотрела фотографии и для меня все-таки они очень красивы) Но я каждый день наслаждалась красотой северной природы. Она была в бесконечных холмах и тихих ручьях, в тайге, которая тянется сколько видит глаз, в каплях дождя, зависших на траве, в поляне скромных луговых цветов, в черничниках, на которых пока еще нет ягод, в ягеле, проминающемся на дециметры под ногами. В снежниках, которые не тают даже в июле, в зайчиках и птичках, в разлившихся речках.

Природа тут привыкла к суровому климату. Она проста, не радует разнообразием и буйством красок, но именно в этом и заключается красота. Я душой как будто прикасалась к листикам и веточкам и ощущала, что все это моё, родное, русское. Погоду мы успели испробовать всю. Дождь и порывистый ветер в +10, яркое солнце и +25, холодные +4, когда нужно надеть на себя все, что есть. Только от снега успели уйти, но это и хорошо. Нам и так испытаний хватило.

Любимые два слова всей группы – это рис и курум. Рис – потому что в раскладке его было непомерно много – и на завтрак, и на обед, и на ужин. А курум – потому что это камни разного размера от самых маленьких до огромных, по которым нужно сосредоточенно идти. Часто они «живые», что усложняет задачу.

Серьезных травм не было, но у многих много мозолей на ногах и болят колени. Часто шли с мокрыми ногами подолгу.

Очень помогали шутки и смех и, конечно, большое количество мужчин в группе. Я совсем расслабилась и не занималась ни заготовкой дров, ни натягиванием тентов. Хотя будь нас не три девушки из 15 человек, а 10, пришлось бы делать все самостоятельно. А это, конечно, уменьшает количество сил.

Само Плато Маньпупунер запомнилось, пожалуй, меньше всего. Даже немного жаль тех, кто летит туда на вертолете. Мы хотя бы эмоции от похода получили, а они приехали посмотреть на что-то не слишком живописное, хотя может с воздуха как раз симпатичнее.

Во время похода я писала краткие заметки каждый день. Надеюсь, они помогут вам прочувствовать атмосферу похода.

День 1

Встретились в Екате, расселись по вагонам, частично знакомились. Я наслушалась баек про медведей и ужаснулась. Но поворачивать поздно. В 2 ночи высадились в Ивделе и поехали 200 км (7 часов) до пункта заброски. На газе ехать по жуткой дороге и по рекам вброд непростое дело. Кого-то укачивало, но я удачно сидела у окна, поступал свежий воздух. Приехали, сели ждать нашего инструктора, приготовили обед. Потом пошли до места первой стоянки.

Шли по лесу с лужами. Очень сыро, потому что были дожди. Проходили через кусок болота. Очень сложно понимать, куда ступать. Нужны палки с наконечниками-кругами. Можно провалиться по пояс, если неудачно наступить. Я по колено только провалилась. Рядом речка и очень красиво. Я пока не хочу много есть, организм еще не привык. К себе в палатку меня взял Дима.

День 2

Сегодня был очень сложный день, но почему-то к вечеру я не чувствовала себя уставшей. Хотя вообще все мы были вымотаны. Мы пробирались через тайгу. Весь день шел дождь, поэтому даже дождевики не помогали. А под ногами вместо тропинки был ручей. Плевать уже на ботинки. Я просто шла по икры в воде и грязи, перебираясь через поваленные деревья, цепляясь за елки. 2 раза упала, 2 раза ударилась коленями. Но вообще было очень красиво! Таежный лес не очень темный, но завораживает как в сказке.

Вечером все сушились у костра и громко обсуждали прошедший день. От дождя и луж никого не спасли ни резиновые сапоги, ни бахилы озк. (Ну может двоих спасли). Вода вымочила нам ноги, одежду, обувь, рюкзаки. Я была мокрая до трусов. Но вечером смогла помыться, и это радовало неимоверно!!

Вечером слушали музыку. Было классно. Вообще круто, что мы много смеемся. Это поддерживает бодрость духа даже в такой трудный день как сегодня. Шли со скоростью 2 км в час, потому что было много обходов. Но мне телефон показал, что в итоге 20 км нагуляли за день.

День 3

Сегодня мы прошли 21 км. Все очень устали. Мы не дошли до планируемого места стоянки, потому что прошли еще и тот отрезок пути, который нужно было одолеть вчера.

Утром выбирались из зоны тайги. Было много луж и грязи, но пройти можно. Потом поднимались на перевал Дятлова. Зайти получилось легко. Было интересно наблюдать как менялся ландшафт. Сначала тайга, потом начались участки луга, вперемешку с кустарником и деревьями, потом просто луг, потом степь. С погодой повезло - светило солнышко, хотя ночью опять шел дождь.

Как поднялись на перевал - начался сильный ветер. Тучи сменялись солнцем, и мы начали свое длинное путешествие в сторону Маньпупунера. Шли долго по дороге, окруженной лугом. И было видно тайгу и горы. Я прям кричала от восторга, до чего было красиво. После обеда опять шли по дороге для квадроциклов. Тем временем началась грязь и лужи. Приходилось выбирать, где идти. К концу все уже очень устали. Много у кого мозоли на ногах.

Обед был очень вкусный - рыбный суп. И на ужин гречка. Вечером устали все. Я думала, что только я, но нет. Первая половина дня далась очень легко, а потом как будто выключили силы. И даже орехи не помогали. На месте стоянки степь и холмы. Много мха и камней. Очень красиво.

День 4

Сегодня был очень сложный день. Мы прошли больше 20 км маршрута, но все равно не дошли до того места, где планировали ночевать. Мой шагомер говорит 27.7 км. Это потому что все дороги были в камнях, грязи и лужах. Утром шлось не очень хорошо, потом лучше. Но весь день мы шли то вверх, то вниз. Только к вечеру был один прямой участок дороги. Очень тяжело ногам, коленям. Все устали. Погода радовала. Часто выходило солнышко. Дождь шел только раз. В целом были очень красивые виды гор. Под конец открылось второе дыхание, мы пришли на стоянку в 9 вечера. Почти 12 часов шли.

Спускались в зону леса, потом опять на гору с мхом и курумником. И опять в зону леса, и опять на гору. Не идем по хребтам, потому что там легко заблудиться если вдруг будет туман. Идем по дороге, но вообще можно сказать, что это тропа. Пересекали несколько рек по камешкам.

Когда пришли на стоянку, то я сняла ботинки и заплакала. У меня 1 мозоль на указательном пальце обычная, а на другом под ногтем. Саша их обе проколол. Я надеюсь, что все будет ок, и я смогу дальше идти. Еще вроде были мозоли на стопах, но может просто ноги перепотели. Очень болит верх спины, начали болеть колени, подъем ноги. Но тем не менее природа завораживает. Эта бесконечная зелень, леса, тропинки. Мне кажется, что это сказка. Особенно когда я могу идти))) До последней стоянки осталось идти 10 км. А потом радиальный выход на плато Маньпупунер и дорога обратно. Вероятно, в тот день я что-то не так поняла, потому что до плато оставалось совсем не 10 км. Очень надеюсь, что с моими мозолями будет все ок, и я смогу дойти до конца маршрута. А еще ведь идти обратно.

День 5

Погода отличная. Весь день светило солнышко, поэтому много кто сгорел. Я сегодня отставала только на первых двух переходах, потом идти уже было легче. Мой трекер показывает 25,5 км, хотя по фактическому расстоянию маршрута мы прошли 18 км. Сегодня идти было гораздо легче, потому что не было таких крутых спусков и подъемов, все было более полого.

На стоянку мы пришли в 6.30, хотя утром Саша говорил, что часам к трем должны уже были дойти до места стоянки. У нас кто-то постоянно отставал, поэтому шли медленно. Природа продолжает радовать бесконечными горизонтами, голубым небом, пушистыми облаками, лесами и полями. Видели поляну желтых цветов, снежник, ручьи. Все безумно красиво!

Еще видели домики-приюты для туристов. Они классные. Там есть топливо, удобные кровати как в поезде, и еще много всякой всячины полезной в непогоду. Тогда мы еще не знали, что будет день, когда мы всей командой будем бежать именно к этим домикам, молясь, чтобы они оказались свободны. Утром вчера было безумно красиво, сегодня тоже классно. Сегодня ночуем в лесу. Закат порадовал красивыми цветами.

Ржем до слез ))) это радует. Но по фотографиям этого не скажешь. И еще мозоль на левой ноге вроде присохла, а на правой распространилась на весь ноготь. Саша опять вечером прокалывал. Но не больно, поэтому стараюсь не переживать по этому вопросу. Опять видели следы медведей и медвежат. И огромную кучу на дороге. Поэтому от всей души шумим вечером, чтобы медведи спали где-то подальше. Завтра еще 15 км маршрута. И будем на стоянке, откуда пойдем на Маньпупунер.

День 6

Сегодня мы прошли 20 км. Но если считать по прямой, то 15. Идти было хорошо, по крайней мере так кажется сейчас. Хотя первые 10 км мы шли по лесу и видели очень много больших и маленьких медвежьих следов. Когда я шла, то было страшно, но стараешься об этом не думать.Володя из нашей группы и мужчина из другой видели на дороге проходящего медведя. К счастью, он убежал.

Первую половину дня светило солнце, потом пошел дождь. Как раз тогда, когда мы хотели встать на обед. Но воды поблизости не было, поэтому пришлось без обеда идти дальше. Грязи и камней было очень много. Сложно сказать, что мы идем по дороге. По факту это полоса препятствий, но без деревьев посередине. Я один раз упала на колени, один раз села на попу и один раз наступила в грязь до середины икры. Не представляю, что там будет если вдруг дождь. Ничего, через несколько дней все мы увидим вживую, что там будет, когда начнется дождь. Но уже идется лучше, хотя начала болеть поясница, может продуло. Мы дошли до кордона. Тут живут лесники. Тут обустроенные вагончики, которые привезли сюда на вертолете, биотуалет, столовая с лавками и столом и невероятным видом на горы. А еще тут надо за водой идти 1,5 км вниз с горы к ручью. Кстати, когда мы пришли, то половину группы замочило дождем. Я успела дойти до дождя. Вечером очень красиво. Я наслаждаюсь видами чистой нетронутой природы. Мне кажется, это прекрасно. Я безумно рада, что смогла сюда дойти. Завтра плато Маньпупунер, а потом обратно.

Очень хочу, чтобы была хорошая погода. В солнышко идется веселее, хотя мы все уже сгорели. У меня печет правую руку. На ночь намазалась разными кремами - обезболивающим, регенерирующим, успокаивающим. Лекарства в походе - чуть ли не самое главное.

День 7

24 км мы натопали. Сегодня без рюкзаков, но почти и без привалов и 12 км в одну сторону очень быстрым темпом. Мы были на плато Маньпупунер и видели столбы выветривания. Они реально огромные!!! Самый высокий 42 метра. Это прям голову наверх сильно-сильно запрокидываешь, и только тогда видишь его верхушку. Идти туда нужно по лесу. Тропа много где в грязи и частично в воде, поэтому идти непросто. И конечно там много мишек, поэтому когда я минут 20 шла одна - было очень страшно, что он вылезет из кустов.

Нас туда вел проводник, который шел со скоростью звука и еще и успевал курить по дороге. В заповеднике работают волонтеры. Они обустраивают тропу, делают мостки, чтобы ее не так сильно разбивали туристы.

Всего за прошлый год столбы посетили 2500 человек. С одной стороны мало, но 2 года назад квота вообще на 150 человек была, так что уже много. На самих столбах сделана дорожка из гравия. Ходить можно только по ней, чтобы не нарушить экосистему. Делать ничего нельзя - ходить по мху, бросать мусор, что-то собирать и так далее. Еще прямо при нас туда прилетел вертолет с туристами. Они такие чистенькие, не то что мы по уши в грязи)))

Спать было прохладно, потому что я с краю. Спим мы в большой армейской палатке все вместе. Запашок внутри тот еще. На улице был ветер и градусов 5 тепла. Утром вставать было жутко холодно, потому что задувало нереально. В таких условиях с трудом находишь силы почистить зубы и умыться. Ну и дальше холодной водой (которой почти нет) споласкиваешь тарелку после завтрака. Вообще я по-прежнему в восторге от природы здешней. Она такая простая, красивая, ничего лишнего в ней.

И эти бесконечные леса, переходящие в море низкорослых кустарников, а потом мха и камня. Северная природы умеет очаровывать. Устали мы знатно, потому что бежали быстро. Была идея уйти отсюда сегодня, но после этого дня все устали и идея пропала. Завтра выдвигаемся в обратный путь. Даже не верится, если честно.

Почти у всех что-то болит, правда не все говорят об этом. В основном ноги, но еще и спина. Плохо верится, что мы смогли столько пройти сюда. Еще хуже верится, что мы сможем столько же пройти обратно.

Загадываю нам всем сил и хорошей погоды. Кстати, с погодой сегодня частично повезло, потому что было хоть и пасмурно, но видимость отличная.  Удивило, что сотрудники заповедника все очень молодые - не больше 35 лет. А я ожидала дедушек под 70. Сегодня ели рыбный суп. Очень вкусно, особенно когда он горячий. Но обеда горячего не было, мы ели шоколадки и орешки. Считаем дни до бани. Надо бы футболку постирать.

День 8

44,5 км. Мы все промокли, продрогли и дико устали. Яша с Андреем потерялись. Они шли за нами, а потом остановились. Погода была жуткая. Туман, сильный дождь, порывистый ветер. Мы шли практически без остановок с 10 утра до 10 вечера. Останавливаться было слишком холодно. Только один раз сделали остановку на обед. Часть группы ушла вперед и заранее развела костер, так что можно было погреться.

Я думала, что дорога никогда не кончится. Очень сложно идти и дрожать от холода и не знать, когда дойдешь. Мы отогреваемся в балкАх — вагончиках, про которые я рассказывала раньше. Пытаемся высушиться, но довольно сложно впятером в одном маленьком домике. Очень болит левая коленка. Утром дождя не было, но был очень сильный ветер. А еще мы вышли позже, потому что какая-то группа выпила нашу воду. И утром пришлось Саше и Андрею идти 3 км за водой.

День 9

Утро. 11 часов. Яша с Андреем пока не появлялись. Саша с ребятами пошли их искать. Спать было жарко. Еще с нами живет мышь. Вещи сохнут плохо. По идее сегодня после обеда нужно идти дальше. Около 12 часов Андрея и Яшу нашли. Оказалось, что они всего 1,5 км не дошли до нашего лагеря. Спали в сырых спальниках, замерзли, но живые и готовы идти дальше. А еще в 3 часа дня мы пошли и прошли еще 10 км до следующей стоянки. Главное, что теперь есть дрова, потому что газ на исходе.

На улице по-прежнему льет дождь. Конечно, мы все промокли пока переходили до нового места стоянки. Еще и реку пришлось переходить вброд прямо в треках. Холодно было, но терпимо. Потом я вызвалась дежурить, чтобы был повод двигаться, потому что так реально можно замерзнуть.  Осталось не так много. Еще 2 ходовых дня впереди и даже несмотря на непрекращающийся дождь уже закрадывается чувство ностальгии по всем тем приключениям, которые мы пережили.

Стараюсь думать только о позитивном, ведь погода на самом деле не должна сильно влиять на восприятие нашей действительности. По факту мы все также шутим, пьем какао и спим в палатках. Сегодня на переходе хотя бы не было ветра, но зато был затяжной подъем, на котором реально было очень тяжко идти.

Дима умеет разжигать костер под дождем. И это очень круто! У меня бы терпения не хватило столько дуть в костер)) Кстати, даже в сырых ботинках создается какой-то свой микроклимат. И если не наступать в новые лужи, то там даже тепло, если все время идти. Эх, завтра опять залезать в мокрые ботинки.

День 10

Круто сегодня прошли 32 км. Все шли бодро и даже несмотря на длинный ходовой день не очень уставшие.

Еще мы сходили на гору Отортен и видели горное озеро. Не могу сказать, что было очень круто, скорей было тяжело забираться на саму гору. Было несколько подъемов. Но мы их как-то быстро проскочили в самом начале. Настроение на самом деле очень хорошее. Ноги как будто сами идут и рюкзак почти не чувствуется. Сейчас уже никого не испугать цифрой 25 км. )) не 35 и отлично.

Андрей сегодня опять сильно отстал, но к 11 вечера пришел, чему все очень порадовались. Вечером было очень холодно, а готовили на газу, поэтому без костра. Опять ели рис))) у народа уже нервный смех на эту тему. Мы рис едим каждый день, а иногда и по 2 раза.

День 11

34 км. И вроде как все обещало нам простой день, но не сложилось. Утром переваливали через перевал Дятлова, а потом спустились в лес… И чем ниже мы шли, тем больше было воды. Сначала ручьи, а потом и целые реки текли по дороге. Обед был около 5 вечера. Грибной суп. Выяснили, что на базе Ильича очень много воды, что река Лозьва разлилась, что человек утонул на сплаве, что мчс вторые сутки не едет, потому что ни одна машина не может добраться. Мы прям шли и даже не знали, что нас ждет. Переходили реку по бревнышкам, потом дорога стала лучше и наконец-то мы дошли!!! Помылись в бане, и это прям ура-ура, хотя баня без окон, темная, топится по-черному, но мы смогли хотя бы немного смыть пот с тела. Волосы остались грязными, потому что в 10 вечера уже холодно.

Завтра поедем или на урале или на лодках. Зависит от того, кто к нам сюда сможет пробраться. Невероятно быстро пролетело время. Я кайфанула за этот поход и за последний день в частности.

Да, сегодня было много дороги по лесу и ноги сырые и воняют как болото, потому что мы шли по воде, зато приходилось много перелазить, облазить, искать дорогу и даже не понимать, куда идешь. Хорошо, что я шла с Сашей все время. Он меня не бросал и мы хорошо шли вместе. Утром, кстати, шлось не очень бодро, но потом стало лучше. А вечером был компот, который значительно поднял настроение)) Вообще настроение очень бодрое, правда видимо придется вонять грязной одеждой и головой на весь вагон))

День 12

150 км. Нет, мы их не шли)) Мы их ехали на Урале. Машина чуть ли не в 2 раза больше, чем газ 66, который нас забрасывал. Вода в речках немного спала, поэтому он смог к нам прорваться, и мы не шли на лодке.

Утром нас порадовало солнышко, и было приятно собираться. Во время 8-часовой дороги мы переезжали несколько рек. Одна из них особенно поднялась, и поэтому мы помогали нескольким машинам через нее переехать, чтобы их не утащило течением. Чувствовали себя суперменами.

Всю дорогу хотелось кушать, потому что утром мы только попили чай с пряничной крошкой. А в целом доехали очень хорошо, видели все лужи и раздолбанную дорогу и даже карьеры, которые остались после добычи и марганца в советское время. Проезжали несколько деревень. Дождливая погода напомнила мне о далеких деревенских летних днях, когда лил дождик, и ничего не оставалось, как сидеть дома и читать книжку.

Уезжать не грустно. В походе я получила свой кайф, было круто. Но уже хочется помыться, почистить снарягу, а потом уже можно и про новый поход подумать. Если честно, уже хочется ещё :) Вечером все ломанулись в магазин за едой. Лично мне хочется жареной картошки с луком и солеными огурцами. Очевидно, что в магазине этого нет, поэтому ограничилась помидорой, черным хлебом и плавленым сыром.

Заключение

Поезд трясется вправо и влево, из зеркала плацкартного вагона на меня смотрит девчонка с ярко горящими глазами, немного осунувшимися щеками и озорной улыбкой. Косички, заплетенные 2 недели назад, изрядно растрепались и выглядят совсем неаккуратно на грязных волосах, но это все неважно. Важно состояние души в походе и после него.

Поход - это в первую очередь простота. Это возможность обходиться малым, жить в согласии с природой, есть базовую еду и жить с 4 предметами посуды. Удивительно, что все необходимые вещи могут поместиться в одном рюкзаке. Я рада отключиться от цивилизации, быть без связи и без интернета, спать в палатке на неровной поверхности. Это все помогает очистить мысли и душу. Когда целый день идешь и думаешь только о следующем шаге, мозг отдыхает. И появляется спокойствие в мыслях. В городе, в постоянной суматохе этого часто не хватает. Но походники знают, что их всегда ждут непокоренные горы, неперейденные реки и непройденные десятки километров. И пока мы с толикой грусти смотрим на лежащий без дела рюкзак, осознание того, что обязательно будет новый поход, греет душу.

P.S. Спасибо всем ребятам, с которыми мы ходили в этот поход!

Отзыв участницы пешего похода на Плато Маньпупунёр Марии Киселёвой, совершённого с 20 июля по 02 августа 2019 года.