«Никто не останется прежним!»: впечатления от восхождения на Пик Ленина

Анна Кожевникова поделилась своими впечатления от путешествия по Памиру к Пику Ленина, совершенное в составе группа участников из России и Украины, под руководством инструкторов Евгения Бакакина и Михаила Гришина:

День нулевой(13 августа)

Да-да запускаю свой отпускной, приключенческий счетчик. Набила два рюкзака нужными нужностями - курс положен в горы. Очень много последнее время думала, замечала. Недавно тронула фраза из просмотренного фильма "Страх быть неприличным сильнее внутреннего страха, когда ты чувствуешь что что-то не так.". Как часто мы отступаем когда наше тело, и чувства кричат - СТОП? Как часто мы не предаем себя? Как часто мы позволяем себе исполнять СВОИ желания? Сколько вопросов, как бы я не волновалась, но сейчас чувство что я еду домой. Где найду свои ответы, новые вопросы, может новые откровения. Ну что ночью самолет - там и увижу.

День первый(14 августа)

Ош, не большой город в Киргизии. Ну очень не большой и бедный, скорее большая деревенька. Уж очень необычно вспоминать о благах своего города. Пыльные улочки, на газоне валяются арбузы. Лепешки, горячие сковородой из тандыра вылетают на прилавок. Тут уже естественный отбор. Кто не успел - тот опаздал. Тепло тепешки чуть ли не прожигает пакет - слюна аж накатывает. Провизия закуплена - день лекого прикосновения к местной культуре. Завтра ближе - в горы.

День второй(15 августа)

К подножью гор. Вот и прибыли мы в самый первый лагерь Ачик Таш. Высота 3600 м. Вокруг горы, поля и небо как крыша над головой. И тишина, тишина не вокруг - тишина внутри. Ощутила что мозг не заполнен информационным шлаком. Все предельно просто еда, вода, дорога горы. Нет беспокойства и поедающих мыслей - все такое какое есть. Пока еще не началась высотная нагружка есть время насладиться и впитать окружающее. Поздороваться - познакомиться с горами. Здравствуй Памир!

День третий(16 августа)

Сегодня первый акклиматизационный выход по хребту в сторону пика Петровского до 4400. Да так альпинисты привыкают к недостатку кислорода в воздухе - выход на высоту проведение там определенного времени, чтобы было легче. Это важный момент, именно гипоксия не дает сил подняться высоко, именно она усугубляет состояние до полного обессилиния. И так...путь по цветным холмам, сказочные виды которые замечаешь только в минуты отдыха. А так слышишь только стук сердца, в голове пусто, только стук дыхание и пустота. Очищение, именно так я называю эти моменты. И страх, сегодня я встретила его настиг он меня на спуске вниз. Вниз по сыпухе, камни летят под твоими ногами - благо что твои коллеги по пути с касками, камень не разобьет им голову. Скворь страх я дошла до самого низа. Фуух прошла - благо сыпуха нас больше не ждет, как говорят. Только ледники. Завтра в лагерь, лагерь выше.

День четвертый(17 августа)

Переход к первому базовому лагерю (4400 высота). За спиной огромный рюкзак и впереди 16 км, только не по прямой, а через перевалы и вверх, вниз, вверх. Ух ножки забиты, мозг считает что же все же лишнее в рюкзаке. И почему он зараза такой тяжелый. Я конечно любя, но в каждой шутке. Мысли, а их и нет. Улыбаешься прохожим и идешь вверх вверх, считая шаги. Безумно хочется спать. Хотя честно ночи тут не самое приятное, их надо переживать. Сегодня уже будет минус греться надо будет активнее. Остается только заснуть в спальнике в одежде - и проспать до утра, а утром будет теплее.

День пятый (18 августа)

Утро встретило нас снегом, а меня еще небольшой болью в голове. Жизнь на высоте откладывает отпечаток, давление повышено, сердцебиение тоже - затем и нужна акклиматизация. Сегодня на ждал акклиматизационный выход до вершины Юхина (высота примерно 5 200). Шаг за шагом и уже наверху любуемся склонами Памира, улыбаемся солнцу. Голова на пике и прошла, и не торопясь вниз, кстати страха уже такого и нет. И ко мне пришла апатия после спуска, как только нога коснулась лагеря. Сижу в лагере пью воду и ничего не хочу смотрю на горы и тишина в голове. Голос Жени зовет на ледовое занятие, а не хочется двигаться. Но завтра серьезные переход - кошки в зубы, ледоруб подмышку и волоча ноги как школьник на контрольную - я поплелась. Ледовые занятие сказались мне кроваво, содрала кожу с руки - ну мелочи жизни, замотали меня ребята, но шрамы меня думаю останутся. Сегодня ранний отбой завтра важный день. Я уже и не верю что прошло 5 дней, кажется месяц точно.

День шестой (19 августа)

Ранний подьем и путь к второму лагерю. По леднику через трещины. 5-6 утра тишина и слышно как едет лед, дыхание перехватывает. И вверх, вверх связкой четыре человека как один механизм. Все связаны одной цепью, как пели НАУ... веревкой. Очень сложно психологически чувствовать всех. Горы еще накаляют чувства, бывает не подхватываешь темп связки, возникает возмущение - хочется орать, только не на кого... Можно наорать на себя, если только - все в равных условиях. И 9 часов пути и долгожданный лагерь на 5300 вроде. Устала, сил нет, разгоры в палатке, гречка приготовленная в кружке. На улице холодно и нос не высунешь спать, спать. Говорят тут тяжело спится, но выхода нет. Завтра не менее сложный день.

День седьмой(20 августа)

Горняшка, именно она меня и встретила утром 15 метров вверх за скалу так сказать, и кровь носом и кружится голова. Мдам никогда бы не подумала, голова воет, думать нет сил отдышка. Но сегодня выход на третий лагерь, акклиматизация. Я не могла ее пропустить шла не могу даже и описать очень тяжело. Хотелось и плакать, и падать, но склон суровый нельзя было быть не осторожной.
На эмоциях, на бровях я дошла до 5770. Этого достаточно для акклиматизации, но больше выжать я из себя не могла, по возвращению еще ждал путь обратно до первого лагеря на высоту 4500. Доползли - устала, очень странные дни, нет эмоций, жизнь тут не такая как на большой земле. Тут все сурово, тут все по настоящему. Еще нас ждет два дня отдыха.

День восьмой(21 августа)

День отдыха, нас остается меньше. Кто то уже после спуска с шести уходит на большую землю. И это не значит что он сдался, значит он уже все получил, своим ответы - вопросы. Я видимо нет, хотя на моем крае промелькала мысль зачем мне это все. У каждого из нас она периодически рождается. Чего нет там что есть тут? Зачем так издеваться над собой, чтобы обрести покой? Ой нет, это мои личные вопросы и нисколько они не рождают сомнения моего пути. Я чувствую что иду своей тропой. Вопросы открывают горизонты новых дорог. Такой вот день, еды, мыслей, карт, ожидания. Еще один такой, еще один.

День девятый(22 августа)

День перед итоговым переходом во второй лагерь на 5 300 на пути к вершине. Отдых, а у всех немного сдают нервы, у кого желудки, организм не желает снова попадать в ту атмосферу - на высоту. Кто-то спускается нас осталось 9 из изначальных 16ти. И как говорят сосет под ложечкой. Отвлекаю себя - поиграла в карты, попила чая из термоса, прогулялась до озера. Кстати все же знают сверх бегунов - супермарафонцев, триатлонистов. А вот нам посчастливилось стать свидетелем еще более безбашенных людей - скайранейров. Людей, которые мало того что забегают на высоты. А тут еще на какие высоты, когда прростые смертные еле ползут туда! На Пик Ленина - 7134. Вот и сбить нервную мандражку мне помогло восхищение этими людьми, наблюдали за выдачей стартовых пакетов. Завтра утром ребята стартуют. Ух а у нас завтра подьем в 4, опять под ложечкой засосало.

День десятый(23 августа)

Капли дождя стекают по моему телу, теплые, стремительные и я ловлю их, радуюсь. Тут чувствую меня аккуратно тормошат за плечо - блин это был сон. Тут такие яркие сны. А сейчас 4 утра, я в палатке вся в флисе, подьем. Только отхлопали на улице апплодисменты и скайрайнеры помчались к вершине, а кто к Раздельной. И мы идем на второй лагерь по их пятам, наблюдая как фонарики в ночи стремятся по склону вверх. Опять на ноги кошки (железные приспособления на ботинки для хождения по льду и снегу). Связки набрались, все встегнуты и в итоге нас уже 8 устремилось наверх. Путь идет по леднику, идем аккуратно чтобы не провалиться в трещину, идем быстро чтобы снежный карниз не накрыл нас. Шаг в шаг, 10 шагов и 5 вздохов, 10 шагов и 5 вздохов. Чтобы было легче в голове я начинаю петь. "Спой мне еще, тихо..." - так легче, на сердце спокойнее, и уже и видится наш второй лагерь на 5300. Мое интервью всех спускающихся на встречу показало, что никто за последние две недели не зашел на вершину - оптимизма не прибавляет. Вот уже и знакомый лагерь. Сегодня нас ждет ночка в 120 на 200 в троем - попробуем влезть. Должно быть тепло. Завтра выше...

День одинадцатый(24 августа)

И снова вверх. Проснулись с солнцем, лучший походный будильник. Солнце наполняет всю палатку, и с ним приходит тепло, которого так не хватает ночью. Можно снимать поддевки и снова в путь выше. Выше, выше - а сил честно сказать уже немного. Не идешь, а плетешься по склону и радуешься минутам вдохов между подходами. Крутой взлет наверх по льду, два относительных холма (правда они в этом месте и состоянии тоже как невероятная победа). Иии взлет крутой затежной наверх. А часы идут... и этот взлет в несколько часов по склону. Сначала идешь в лоб, потом икры уже не могут - идешь траверсом. Идешь, идешь. Уже солнце не греет, начинается снег - идешь в молоке. Холодно, видно только пара флажков, вроде бы наверх. И снова флажки. Честно это уже издевательство, верха не видно, флажки, склон - не заканчиваются. Снег бьет, не утихает - Женя, может уже прошли? Я уже чувствую боль , пальцы, кости сводит от холода. В сердце гаснет надежда. Слезы рядом - тут закончится тропа или закончусь я! И вот еще минуты, хотя для меня это были как часы мучений - штурмовой лагерь на 6100. Миша уже развернул палатку - Женя, мы дома. И две тушки, я и Женя оседают в палатке. Обе как кошки по углам, сворачиваемся клубком. В состоянии борьбы за осознание, чтобы не провалиться вникуда - клюем носом. Не получается оставаться в сознании, тебя куда то засасывает, а нужно одеваться. Ночью будет холодно -18. И готовить термоса, тут чтобы попить надо топить снег, это время... Еда не лезет... В 2 ночи штурм.

День двенадцатый (25 августа)

Два часа ночи, штурма не будет. Инструкторы решили еще захватить день для лучшей акклиматизации. И полный анабиоз - весь день, просыпаешься, пара глотков воздуха и снова проваливаешься в никуда. На ночь палатка погружается в снега, внутри тоже весь потолок покрывается тонкой коркой снега, молнии заледеневают, спальники покрываются инеем - снег везде. Ты одет во все, что у тебя только есть. Днем палатка оттаивает и благодаря солнцу создается парниковый эффект - становится теплее и даже душно. Но я все так же в своем анабиозе двигаю глазами между погружениями в пустоты и растегиваю, застегиваю спальник для поддержания своего микроклимата. Голова тяжелая, не соображающая - снова проваливаешься в никуда. Вечером звучат волшебные слова, что в 2-00 подьем на штурм. Надо собрать силы чтобы побыть в сознании и что то что ли поесть. Хватило меня лишь на две печеньки, третья не влезла. Открытая пачка гречки из военторговского набора улетела в пакет с мусором. Организм не может принимать еду, значит надо снова провалиться. Скоро ночь, подьем наверх.

День тринадцатый(26 августа)

Два часа ночи уже близко. Палатка колышется от ветра - кажется там шторм. Но это все обман, лишь ветер поднимает и опускает снег со склонов - выходим. Силой мысли поднимаю свою тушку, она сопротивляется, кажется в ней немного осталось. И в этот момент я принимаю решение - я не иду ребят. Аня, ты уверена может дойдешь до куда сможешь. Нет, я уверена! На сколько я была уверена - вам не передать. Это и есть моя победа, которую подарил мне Памир - я остановилась. Я не пошла убиваться, как я это всегда делаю. Я позаботилась о себе. Во время остановилась - новое чувство, мое достижение. Я проводила ребят, что смогла тем поделилась и зарылась в спальник, не спится. Спустя час, может быстрее, честно за временем не наблюдаешь - ребята начали по тихоньку возвращаться. Порциями, все в свое время - замерзли. Никто не ожидал холода, который встретил на пути. Хочу заметить что у каждого у нас за спиной что-то было - Эльбрусы, Казбеки, Белухи. Но мы не были готовы к такому, холод. Но это не Эльбрус, далеко не Эльбрус - скажу я вам. К 11 часам утра почти вся команда была в лагере. Только Миша, наш бравый инструктор продолжал путь к вершине, он один ее и достиг. И так, пора спускаться - ответы получены, каждый со своим, в своем. Надо уходить быстрее, цель добежать до первого лагеря 4400. Внизу в камнях прикопан арбуз. Ночь в первом лагере. Мы больше не оденим на ноги кошки в это путешествие. Мы сошли с ледника, не будет столько снега. Уже завтра буду на земле цивилизации. Спать.

День четырнадцатый(27 августа)

Утро в палатке, мне сегодня снилась еда. Сон такой был реальный, что казалось на губах осталось послевкусие. Овощи, красные помидоры... ммм. Нет-нет конечно еда была, и мы не занимались целенаправленно голоданием. Но пара тройка дней на высоте без какого либо желания поесть, и пара недель на консервах, крупах, сухофруктах, печеньках (все главное альденте), накладывают отпечаток. О еде чуть позже - она только в мыслях. Назад к базовому лагерю, сегодня уже днем нас ждет автобус в Ош. Этот путь прощания с горами, с улыбкой на губах. Самое время полюбоваться склонами, сказать спасибо. Я ухожу опустошенная и в тоже время наполненная. Нет не печали, ни сожаления, легкая грусть, светлая грусть. Мир не перевернулся от моей поездки, но перевернулась я. Столкнулась со страхами сковывающее все тело, но всегда то был кто то рядом - я смогла пойти дальше, дальше страха. Спасибо ребята! Спасибо прохожему монголу за чай из термоса, это был разговор без слов. Просто добрая рука с чаем в сложную минуту. Спасибо, каждому испытанию. Спасибо себе! Каждый раз тяжело прощаться с горами, не понятно как пока со всем полученным жить на большой земле. Нас провожают жирные суслики, загорая на полянке. Вот уже и автобус, магазин. Первые яблоки за долгое время, виноград, сок. Вечером хозяин встретил нас отменным пловом. Еда, я всегда говорила самые вкусные апельсины после марафона, гречка после восхождения, плов после долгого похода - пища богов. Порой чтобы открыть заново вкус, надо отключить мозг - а тут уже надо напрячься. И я вернулась. Окончу свою историю на этом моменте. И важный вопрос - вернусь ли я горы!? Определенно да!